Такие выводы можно сделать из доклада "OECD Employment Outlook 2015", передает kommersant.ru. Если в 2007 году ее уровень не превышал 6%, то в последнем квартале 2016 года, по оценке авторов доклада, она может снизиться до 6,6 процентного пункта.
Нынешний уровень безработицы (по итогам 2014 года) составил 7,1%, что на 1,6 процентного пункта выше докризисного уровня 2007 года. После экономического кризиса восстановление равновесия на рынке труда в странах ОЭСР проходит очень неравномерно, следует из доклада — в отдельных странах, например в Чили, Израиле и Турции, уровень безработицы превышает докризисный более чем на 5 процентных пунктов. В общей сложности в странах--членах ОЭСР безработными остаются 43 млн человек, что на 11 млн человек больше, чем до кризиса. Высоким остается и уровень застойной безработицы — из всех безработных не работали более 12 месяцев около трети (15 млн человек), после кризиса 2008 года их число выросло на 77%. Также намного выше, чем до кризиса, остается безработица среди молодежи, как и доля молодых людей, которые нигде не работают и не учатся,— в некоторых странах ОЭСР, например Греции и Испании, в 2014 году она достигала 50%.
Число работающих при этом на 1,4 процентного пункта ниже, чем до кризиса. Если раньше в общем объеме экономически активного населения их число составляло 55,8%, то теперь оно сократилось до 54,4%. Существенная часть прироста рабочих мест пришлась на занятых неполный рабочий день — их число возросло с 19% до 21% (по итогам 2014 года так работала пятая часть от всех занятых). Наибольшее число занятых неполное время работает в Нидерландах (52%) и Швейцарии (37%). При этом в сфере занятости полного рабочего дня таких тенденций не наблюдалось, отмечается в докладе. Найти работу на полную ставку стало сложнее также из-за изменившейся структуры занятости по отраслям — большая часть сокращенных в кризис рабочих мест в машиностроительной и строительной отрасли так и не восстановилась, но выросло число занятых в сфере высокотехнологичных услуг. В посткризисный период прирост размера реальной заработной платы замедлился почти в три раза — если в докризисный период она ежегодно росла на 1,8%, то после 2007 года аналогичный показатель сократился до 0,5%.
Анастасия Мануйлова
Фото: Григорий Собченко / Коммерсантъ