«Атамекен» подает в суд
Казахстан настаивает на возвращении к Конвенции МДП (TIR), которую блокирует Россия. Представители Федеральной таможенной службы России препятствуют казахстанским перевозчикам, отказываясь признавать их права, продекларированные Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП 1975 года).
Наша справка
Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 г.) была разработана под эгидой Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН).
Она берет свои истоки в двух предыдущих конвенциях ЕЭК ООН: одна - по грузовым автомобилям, и вторая - по грузовым автомобильным перевозкам, которые вступили в силу 16 июня 1949 года. Эти два соглашения носили временный характер и охватывали лишь небольшое число европейских стран.
Нужно было найти способ обеспечения целостности товаров, следующих транзитом, а также найти целостный механизм работы транзитной системы обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов в виде депозита, гарантии или залога, для того, чтобы к импортируемым товарам таможенные формальности применялись в пункте назначения, а не на границах.
Решение было найдено в виде использования книжки МДП и, допущенных по типу конструкции, транспортных средств, должным образом опечатанных.
Предварительное соглашение 1949 года было настолько успешным, что, следуя рекомендациям МСАТ, 17 стран подписали Конвенцию МДП. Конвенция, определила, что грузы, перевозимые под таможенными печатями и пломбами в допущенных по типу конструкции транспортных средствах, не должны подвергаться досмотру в пути. Уплата соответствующих пошлин и налогов откладывалась до прибытия товара к месту назначения. В настоящее время Конвенция МДП ратифицирована 68 договаривающимися сторонами во всем мире.
В 1975 году Конвенция МДП была пересмотрена с учетом новых видов транспорта с применением морских контейнеров, а затем контейнеров для внутренних перевозок и съемных кузовов, для облегчения комбинированных железнодорожных - автодорожных перевозок.
С момента вступления в силу в 1978 году, Конвенция МДП 1975 года была обновлена 20 раз. Самые последние поправки вступили в силу 12 августа 2006 года с добавлением Приложения 10, касающегося системы электронного контроля за использованием книжек МДП (больше известной как SafeTIR).
4 июля 2013 года Федеральная таможенная служба России приняла решение о фактическом приостановлении действия Конвенции МДП на территории Российской Федерации. В дальнейшем этот вопрос неоднократно обсуждался на заседаниях Совета Евразийской экономической комиссии, так как ставил казахстанских перевозчиков в зависимое положение.
14 августа 2013 года на Совете ЕЭК, проходившем в Суздале, Председатель Федеральной таможенной службы (ФТС) Юрий Бельянинов подтвердил, что это решение не будет применяться к казахстанским перевозчикам.
31 января 2014 года в Москве в рамках заседания Совета стороны договорились о снятии ограничений при транзите товаров в Республику Казахстан, осуществляющемся казахстанскими перевозчиками. При этом 6 февраля этого же года ФТС принято решение осуществлять пропуск казахстанских автотранспортных средств на условиях Конвенции МДП исключительно через пункты пропуска, расположенные в регионе деятельности Брянской таможни.
15 апреля 2014 года повторно казахстанской Стороной вопрос был внесен на заседание Высшего Совета на уровне глав правительств. По итогам этого заседания ФТС дополнительно разрешила транзит товаров в Республику на условиях процедуры МДП через Воронежский таможенный пост.
(Отметим, что по этим направлениям (Брянск, Воронеж) осуществляется лишь часть транзита товаров в РК, что составляет 10 % от общей доли перевозок.)
Однако с июля 2014 года распоряжение о транзите товаров казахстанскими перевозчиками в нашу страну не выполняется Брянской и Воронежской таможнями.
14 августа 2014 года состоялась встреча между заместителем Премьер-Министра РК Бакытжаном Сагинтаевым и заместителем Председателя Правительства РФ Игорем Шуваловым. По результатам достигнута договоренность об обеспечении российской стороной свободного транзитного проезда с применением книжек МДП транспортными компаниями, зарегистрированными в Республике Казахстан, при условии подачи транзитной декларации.
А распоряжением председателя ФТС от 15 августа 2014 года № 710 разрешен транзитный проезд по территории Российской Федерации определенной категории товаров, предназначенных для внутреннего потребления в Казахстане.
Однако, несмотря на достигнутые договоренности, казахстанские перевозчики по-прежнему уплачивают дополнительные суммы сбора за транзитный проезд по территории России.
25 февраля этого года президент РФ Владимир Путин поручил Правительству Российской Федерации обеспечить непрерывное действие Конвенции МДП на территории России. Но до настоящего времени его поручение не исполняется.
При поддержке Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» вопрос по Конвенции МДП был включен в повестку дня Евразийского межправительственного совета. И вот, 29 мая в городе Бурабай по инициативе казахстанской стороны было подписано Распоряжение Евразийского Межправительственного Совета «Об условиях обеспечения беспрепятственного транзитного проезда с применением Конвенции МДП на территории Евразийского экономического союза».
Согласно этому документу Правительствам государств-членов ЕАЭС поручено обеспечить непрерывное действие Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением Книжки МДП (Конвенции МДП) 1975 года на территории Евразийского экономического союз.
Но, несмотря на неоднократные обращения казахстанской стороны, вопрос не решен до сегодняшнего дня, и региональные таможенные управления Российской Федерации требуют от казахстанских перевозчиков дополнительные финансовые платежи. Причем, в оплату за транзит включаются услуги всяческих «околотаможенных» структур. Перевозчики платят за поручительства ФГУП «Ростэк» и страховой компании «Арсенал», за организацию охранного сопровождения, за оказание таможенно-брокерских услуг, за оформление транзитной декларации, за услуги СВХ… Платят, платят, платят… Таможенники проявляют невероятную изобретательность в назначении новых платежей.
Сложившаяся ситуация привела к существенному ухудшению условий деятельности для казахстанского бизнеса. Действия таможенных органов России привели к увеличению времени, затрачиваемого на оформление процедуры транзита в пунктах пропуска. Увеличился и простой казахстанских автотранспортных средств на границе до 3-4 дней. Водители вынуждены изменять маршруты следования.
Эксперты НПП считают, что Федеральная таможенная служба России своими действиями нарушает нормы, регламентированные подпунктом 3 пункта 2 статьи 217 действующего Таможенного кодекса Таможенного Союза. Здесь определено, что при таможенном транзите таможенные органы не требуют предоставления обеспечения таможенных платежей и налогов, если это установлено международными договорами (в данном случае Конвенция МДП). Кроме того, как уже отмечалось, не исполняется Распоряжение Евразийского межправительственного совета «Об условиях обеспечения беспрепятственного транзитного проезда с применением Конвенции МДП на территории Евразийского экономического союза».
А недавно «Союз международных автомобильных перевозчиков КазАТО», который объединяет более 300 перевозчиков, проинформировал о том, что ФТС России предоставила предварительный перечень международных автомобильных пунктов пропуска, в которых производится оформление книжек МДП без применения дополнительных мер контроля.
Однако на самом деле эти пункты не принимают к оформлению перевозки по книжкам МДП. По предварительным данным, представленным КазАТО, в июне не было принято к оформлению 86 книжек МДП, а в июле 11.
Были ограничены перевозки из Турции, Молдовы, Италии, Литвы, Германии и Польши транзитом в Республику Казахстан по территории Российской Федерации.
В этой связи Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» принято решение обратиться в суд Евразийского Экономического Союза по вопросу реализации Распоряжения Евразийского межправительственного совета «Об условиях обеспечения беспрепятственного транзитного проезда с применением Конвенции МДП на территории Евразийского экономического союза» для защиты прав и законных интересов казахстанских перевозчиков.
В настоящее время «Атамекен» перешел к форсированной процедуре досудебного разбирательства. В целях восстановления нарушенных прав казахстанских перевозчиков, Департаментом правовой защиты предпринимателей НПП «Атамекен» направлено письмо в адрес Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей (бизнес-омбудсмену) Борису Титову.
«Хотелось бы отметить, что ввиду того, что Казахстан не имеет общих границ с Европой, в рамках ЕАЭС вопрос применения книжек МДП при транзите имеет первостепенное значение и существенно влияет на казахстанский бизнес», - отмечается в письме.
Эксперты НПП просят российского омбудсмена оказать содействие в разрешении данной ситуации.