Повышение курса доллара отрицательно скажется на состоянии казахстанского легпрома

Легпром — одна из немногих отраслей казахстанской экономики, полностью зависящая от импортного сырья, которое, как известно, покупается исключительно в валюте.
Недавнее существенное изменение курса тенге по отношению к доллару негативно скажется на деятельности казахстанских бизнесменов, работающих в сфере легкой промышленности. Легпром — одна из немногих отраслей казахстанской экономики, полностью зависящая от импортного сырья, которое, как известно, покупается исключительно в валюте. Об этом в программе «Деловое время» на телеканале «Алматы» рассказала руководитель Ассоциации предприятий легкой промышленности РК Любовь Худова. 

«В компаниях, в которых производят одежду и обувь, почти 100 процентов сырья импортируется из разных стран. Увеличение стоимости доллара скажется на покупке сырья, и это ударит по отечественному производителю. Вы представляете какие затраты понесут наши предприниматели при закупке сырья? Эта очередная девальвация отразится отрицательно на всем бизнесе Казахстана, а на отрасли легкой промышленности в особенности», - сказала Любовь Худова. 

Другой гость программы «Деловое время» директор ТОО «Kazspo-n» Елена Свечникова видит причины сложившейся ситуации в том, что в Казахстане недостаточно развит сырьевой потенциал. 

«Сырьевой потенциал в Казахстане для продукции легкой промышленности очень плохо развит, поэтому мы вынуждены покупать высокотехнологичное сырье за доллары», - сказала Свечникова. 

Эксперт Любовь Худова не согласилась с такими причинами зависимости казахстанской легкой промышленности от импортного сырья. По ее мнению, первичное сырье для отрасли легпрома в Казахстане есть — это и шерсть, и шкуры животных, и хлопок. Проблема состоит лишь в том, что в нашей стране нет перерабатывающих первичное сырье предприятий. 

«У нас не выстроена цепочка добавленной стоимости внутри страны. У нас есть шерсть, но нет перерабатывающих предприятий. Есть фабрики первичной обработки шерсти, которые производят первый передел шерсти, а дальше у нас нет перерабатывающих предприятий. Мы, например, не делаем пряжи для трикотажного производства, суконных тканей, мы 100 процентов сырья вынуждены привозить. Почему бы эту цепочку добавленной стоимости не создать у нас в стране? И не перерабатывать шерсть», - сказала Худова.

Таким образом, по словам эксперта «Делового времени», первичное сырье в необработанном виде за мизерную стоимость вывозится из Казахстана зарубежными предпринимателями. Далее проходит обработку и возвращается в нашу страну в качестве пригодного для производства сырья, которое обходится казахстанским бизнесменам в несколько раз дороже. 

«Та же ситуация и по шкурам. Они в необработанном виде, в основном, за копейки скупаются, вывозятся из страны в Китай. Наши производства простаивают из-за отсутствия сырья. В то же самое время обувные предприятия, они едут в этот же Китай и привозят готовую обработанную как надо кожу и, конечно, уже с высокой добавленной стоимостью. У нас не то, чтобы нарушена цепочка производства товаров с высокой добавленной стоимостью, у нас она отсутствует», - заключила  Любовь Худова.
Актау Актобе Алматы Казахстан Кызылорда Нур-Султан Семей
Следите за новостями zakon.kz в: