Общий рынок предполагает и общие правила
В первую очередь представитель Нацпалаты акцентировала внимание на вопросах конкуренции, заявив, что без «создания здоровой конкурентоспособной среды и равноправных условий для ведения бизнеса» интеграция будет иметь определенные сложности. Как известно, рынок государств-членов ЕАЭС составляет 182 млн потребителей с внешнеторговым оборотом почти в 1 трлн долларов (937 млрд долл. США).
«Это является стимулом для реализации потенциала предпринимательских инициатив казахстанского бизнеса, открывает возможности по привлечению инвестиций, созданию новых производств, а также выхода отечественной продукции на трансграничные и внешние рынки. В этом контексте особое значение имеют положения Договора ЕАЭС об общих правилах конкуренции», - отметила представитель НПП «Атамекен.
Вместе с тем, как заявила Дана Жунусова, при анализе и оценке состояния уровня конкуренции необходимо учитывать объективные стартовые условия всех участников, а также емкость и долю участия предпринимателей каждого из государств-членов ЕАЭС на трансграничных рынках.
Следующий вопрос, который затрагивает интересы бизнеса, это барьеры.
По словам Даны Жунусовой, с момента начала функционирования ЕАЭС и применения в практике заложенных в Договоре норм сотрудничества неизбежным является процесс выявления пробелов и несовершенства механизмов регулирования в той или иной сфере, создающих барьеры для эффективного функционирования четырех свобод для товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В этой связи ЕЭК разработан Список барьеров для взаимного доступа на рынок ЕАЭС. В настоящее время в Списке находится 319 выявленных изъятий, барьеров и иных ограничений взаимного доступа.
В свою очередь, как отметила Дана Жунусова, НПП РК «Атамекен» постоянно на основании обращений отечественных предпринимателей проводит работу по формированию списка барьеров для казахстанского бизнеса.
Между тем, как сообщила и.о. зампред правления НПП, сегодня существует ряд вопросов, имеющих первостепенное значение для отечественных предпринимателей, которые остаются нерешенными и являются серьезным барьером при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
По ее словам, бизнес Казахстана уже столкнулся с рядом проблем, которые ставят в неравные конкурентные условия наше предпринимательское сообщество по отношению к нашим коллегам в Союзе.
Одним из наиболее острых и болезненных вопросов для казахстанских предпринимателей представитель НПП назвала вопросы транзита казахстанских грузов. Как считает Дана Жунусова, «эта проблема является результатом отсутствия мониторинга и контроля за исполнением наднациональных решений ЕАЭС, примером чему служит неисполнение Распоряжения Премьер-Министров ЕАЭС об обеспечении действия Конвенции МДП на территории ЕАЭС».
Как известно, долгое время оставался неурегулированным вопрос применения книжек МДП при транзите грузов по территории ЕАЭС. Благодаря инициативе Республики Казахстан 29 мая т.г. было подписано Распоряжение №12 Межправительственного Совета ЕАЭС об обеспечении действия Конвенции МДП на территории ЕАЭС.
«Вместе с тем в настоящее время проблемы с транзитом и даже ввозом товаров в Казахстан затрагивают интересы уже не только автоперевозчиков, но железнодорожных перевозчиков и импортеров», - заявила и.о.заместителя Председателя Правления НПП. С чем чаще всего казахстанские бизнесмены могут столкнуться? Первое - это неприменение книжек МДП при транзите казахстанских грузов по территории РФ, второе - полный неоднократный таможенный досмотр казахстанских грузов, подпадающих под действие «санкционного» списка, и, в-третьих, запрет Россельхознадзора на транзит казахстанских грузов через внешнюю границу ЕАЭС через пункты пропуска Республики Беларусь.
«В результате вводимых российской стороной мер, отечественные предприниматели вынуждены оплачивать как услуги сторонних организаций по доставке импортного сырья для переработки, так и дополнительные услуги по хранению товара на российских СВХ, погрузке и выгрузке товара для досмотра. Дополнительные финансовые издержки ложатся, в свою очередь, стоимость конечной продукции, а на практике складывается ситуация, в которой отечественные предприниматели находятся в неравных конкурентных условиях с аналогичными предприятиями государств-членов Союза», - рассказала Дана Жунусова.
НПП неоднократно поднимала эти вопросы на уровне уполномоченных государственных органов стран ЕАЭС, на Совете ЕАЭС, ЕЭК, в СМИ.
«Однако на сегодняшний день ситуация остается неразрешенной, что оказывает негативное влияние на объем перевозок в Казахстане, и в будущем может привести к серьезным последствиям, таким, как потеря отечественного рынка международных автомобильных перевозок и сокращение транзита грузов железнодорожным транспортом», - заявила представитель Нацпалаты.
Еще одним важным моментом в условиях интеграции является вопрос государственной поддержки. По мнению Даны Жунусовой, информация об объемах господдержки в странах ЕАЭС должна быть прозрачной.
По ее словам, сегодня в условиях негативных мировых факторов особое значение имеет субсидирование ключевых отраслей экономики как инструмент поддержки отечественных производителей.
«Как показывает практика, в государствах-членах Союза отсутствует тенденция снижения объема предоставляемых субсидий в рамках принимаемых государственных программ поддержки и мер регулирования. Вместе с тем стоит полагать, что разные уровни субсидирования непосредственно влияют на состояние конкуренции в различных отраслях экономики», - заметила представитель НПП «Атамекен».
При этом она отметила, что «работа в данном направлении ведется. Так, в настоящее время рассматриваются Подходы к разработке критериев, на основе которых Комиссия будет принимать решение о допустимости или недопустимости специфических субсидий.
«Принимая во внимание, что, действительно, объемы государственной поддержки могут существенно искажать возможности конкурирующих на трансграничных рынках предприятий, считаем, что данная информация должна быть открыта, доступна и прозрачна. Надеемся, что наши партнеры из стран ЕАЭС готовы к равной и добросовестной конкуренции», - резюмировала Дана Жунусова.