Государственный и квазигосударственный сектор гарантирует возврат средств ЕНПФ - Нацбанк РК
«Из Нацфонда дополнительных денег брать не будем. Кроме правительства и нацхолдингов, последнее время никто не заимствовал. Банки много не занимают. Им нужны средства. Чтобы у них были тенговые средства нужно две вещи.
Первая - чтобы курс стабилизировался, и население «перевернулось», тогда у них будет стабильная долгосрочная база, которую можно кредитовать и вторая - это средства ЕНПФ.
В следующем году, мы ожидаем, что у нас будет возможность перераспределить около 1 трлн тенге. Примерно 400 млрд пойдет на финансирование дефицита бюджета, и 600 млрд мы предлагаем правительству вместе с нацхолдингами и банками пустить на оживление экономики. Многие говорят: «Вот вы сейчас деньги на стройку пустите, а при чем тут моя пенсия?». У нас есть документ инвестиционная декларация. 50% там государственные ценные бумаги, то есть это гарантия государства. Остальное распределяется между банками и квазигосударственным сектором. Когда мы покупаем облигации квазигосударсвенного сектора это уже квазигосгарантия, что деньги вернутся. То же самое касается банков. Сейчас мы предложили, что через банки и квазигосорганизации мы дадим деньги на жилищное строительство, на ипотеку, на кредитование конкретных отраслей. Но для нас возвратность и платность - это самое главное.
В этом году первичная доходность ЕНПФ на уровне 9%. Мы первый раз показываем результат, когда пенсионный фонд работает намного лучше, чем в предыдущие годы. Соответственно, из бюджета не тратятся деньги на компенсацию разрыва с инфляцией. В следующем году эти деньги дадут свою инъекцию в экономику», - сказал Кайрат Келимбетов.
Кроме того, глава Нацбанка сообщил, что 2 трлн тенге, которые они выделяли банкам на кредитование, пошли на помощь банкам с дедолларизацией депозитов населения.
«Мы давали деньги банкам. В 2014-1015 годах через валютные свопы и через ЕНПФ мы предоставили около 2 трлн тенге. Эти деньги не пошли на кредитование мы не увидели роста кредитования. Скорее всего, они помогали банкам с дедолларизацией депозитов населения юрлиц. В этом случае больше была поддержка устойчивости банковской системы. Сейчас мы предлагаем схему банка Англии. Ресурсы в обмен на кредитование. Мы будем требовать кредитования, следовательно, бизнес получит дешевые доступные кредиты, которые запустят экономический рост», - сказал Кайрат Келимбетов.
Ольга ТОНКОНОГ-ДАРИБАЕВА