Форс-мажор или риск?
Данный вопрос был рассмотрен на очередном, пятом заседании Совета по противодействию коррупции и теневой экономике НПП РК «Атамекен» под руководством председателя Совета, депутата Мажилиса Парламента РК Азата Перуашева, сообщает Рalata.kz.
Как было отмечено, переход национальной валюты Казахстана к свободному плавающему курсу был необходимой мерой для стабилизации и поддержания экономики Казахстана.
«Между тем данный переход у поставщиков, имеющих соисполнителей/субподрядчиков, поставляющих товары и комплектующие, расчет которых определен в иностранной валюте, повлек удорожание себестоимости поставляемых товаров, работ, услуг на разницу курса, которая оплачивается в иностранной валюте», - пояснил заместитель Департамента госзакупок и местного содержания НПП РК Роман Цой.
По его словам, увеличение суммы заключенных договоров в рамках перехода Казахстана к свободному плавающему курсу не представляется возможным ввиду отсутствия законодательной нормы, позволяющей увеличение суммы договора по данному основанию.
Согласно Правилам закупок АО «ФНБ «Самрук-Казына», норма по увеличению размера оплаты без увеличения объема поставки товаров, работ и услуг не предусмотрена.
«С момента перехода Казахстана к свободному плавающему курсу в адрес НПП РК «Атамекен» начало поступать множество обращений с просьбами признать переход Казахстана к свободному плавающему курсу как форс-мажор. В настоящее время уполномоченным органом в Казахстане по подтверждению форс-мажора (обстоятельства непреодолимой силы) является Внешняя торговая палата Казахстана, которая в своем ответе отметила, что переход Казахстана к свободному плавающему курсу не является обстоятельством непреодолимой силы, а относится к предпринимательскому риску, - отметил представитель Нацпалаты. - Следует отметить, что курсовая разница составила около 45-50%, что делает невозможным надлежащее и своевременное исполнение заключенных договоров, в том числе долгосрочных, при этом их неисполнение влечет за собой включение поставщиков в реестр ненадежных поставщиков АО «ФНБ «Самрук-Казына» сроком до 18 месяцев (ограничение участия в закупках)».
В связи с чем, НПП РК «Атамекен» направила обращение в АО «ФНБ «Самрук-Казына» о рассмотрении вопроса невнесения поставщиков в реестр ненадежных поставщиков АО «ФНБ «Самрук-Казына», в случае ненадлежащего исполнения либо отказа от исполнения договоров о закупках, связанных с переходом Казахстана к свободному плавающему курсу.
«В настоящее время в проекте Правил закупок Фонда предусмотрена норма, согласно которой потенциальный поставщик не признается уклонившимся от заключения договора о закупках в случаях отказа потенциального поставщика от заключения договора и исполнения договора о закупках, в том числе долгосрочного, связанного со значительным снижением курса национальной валюты Республики Казахстан.
Вместе с тем предлагаем предпринимателям использовать различные финансовые инструменты для смягчения влияния колебаний курса национальной валюты, широко используемыми предпринимателями в развитых странах Европы и США, через страхование предпринимательского риска либо путем хеджирования валютных рисков. При этом затраты на реализацию данных инструментов незначительны», - сообщил Роман Цой.