В Департаменте государственных доходов Алматы во время проведения «Дня открытых дверей» рассказали об изменениях в налоговом и таможенном законодательстве, которые произошли с начала этого года, сообщает Zakon.kz.
В частности, руководитель отдела ДГД Едил Азимшайык сообщил, что в течение трех месяцев были внесены изменения в 15 законов. Они были приняты для упрощения бизнес-процесса, улучшения условий для ведения бизнеса и конкурентной среды.
«Одно из изменений делегирование департаментам госдоходов функций по отсрочке уплаты налогов. Теперь два вида отсрочки – по уплате налогов под гарантию банка или под залог налогоплательщика или третьего лица с этого года предоставляется департаментами госдоходов. По таким отсрочкам надо обращаться именно туда», - пояснил Е.Азимшайык.
По усилению администрирования основные изменения произошли в ведении учета товаров. Постепенно он переходит на электронную форму и, соответственно, вводятся электронные сопроводительные накладные. С этого года они вводятся на табачные изделия, немногим ранее они были приняты для алкоголя и нефтепродукты.
«Эти сопроводительные накладные применяются при перемещении товаров внутри Казахстана. С 1 июля 2016 года такие накладные нужно будет применять и при импорте товаров. А с 1 января 2017 года они вводятся для всех видов товаров», - рассказал представитель ДГД.
По его словам, электронный учет необходим для пресечения теневой экономики, выявления контрабандных и контрафактных товаров.
«Нами были выявлены случаи, когда никто не работал в этом лжепредприятии, и это приводило к дополнительному начислению налогов, пени, штрафов и т.д. После внедрения электронных сопроводительных их число (лжепредприятий – авт.), думаем, намного уменьшится», - отметил руководитель отдела ДГД.
Такую же цель имеет и введение электронных счетов-фактур. С 1 апреля 2014 года их применение проводилось на добровольной основе.А с начала этого года их применение является обязательным.
«Вместе с тем есть категория лиц, которые импортируют товары по ставкам ВТО. Здесь также в обязательном порядке применяются электронные счета-фактуры. Это прописано в Протоколе вхождения Казахстана в ВТО, - сказал Е.Азимшайык. - С 1 июля 2016 года электронные счета-фактуры обязаны будут применять таможенные представители, владельцы складов временного хранения, таможенные перевозчики и таможенные склады. А с 1 января 2017 года для всех остальных налогоплательщиков их применение будет обязательным».
Кроме того, предусмотрен специальный налоговый режим для субъектов малого и среднего бизнеса. «Он похож на упрощенку, но немного отличается. Здесь будет прописана обязанность по ведению учета доходов и расходов. Возможно, будут приняты налоговые формы, которые предусматривают такую форму учета. Но пока они не утверждены», - пояснил представитель ДГД.
Еще одно новшество - с нового года налоговые органы вправе производить начисление суммы авансовых платежей в расчете по форме 101-01, то есть авансовые платежи до сдачи декларации налоговые органы имеют право корректировать.
«Это когда налогоплательщики их занижают намеренно или по не знанию. В таких случаях мы имеем права корректировать», - сказал он.
С текущего года также введена новая форма проверок – по наличию товарно-транспортных накладных и в соответствии с ними перевозимых товаров. В основном это касается импортируемых товаров из стран ЕАЭС.
«Проверки будут проводиться только в стационарных постах полиции. Это необходимо для пресечения ввоза контрабандного товара, который проходит через Кыргызскую Республику», - подчеркнул Е.Азимшайык.
Также с 1 января 2016 года вводится новая отчетность по мониторингу крупных налогоплательщиков в виде установленных форм налоговых регистров по КПН, налогу на прибыль, НДПИ, НДС. Изменены и сроки предоставления этих отчетов.
«Это начало реализации электронного аудита. В будущем мы плавно перейдем к электронному аудированию, горизонтальному мониторингу, когда в онлайн режиме можно будет просматривать бухгалтерскую и финансовую отчетность. Не дожидаясь отчетного периода, можно будет указать на какие-то недочеты и ошибки. Это тоже делается для помощи налогоплательщиков», - пояснил руководитель отдела.
Еще одно изменение касается регистрационных данных.Теперь при смене руководителя необходимо его личное участие при подаче заявления.
«Сам руководитель должен лично прийти и подать заявление на изменение регистрационных данных. При постановке на НДС с 1 апреля также руководитель должен лично прийти и подать такое заявление. Это необходимо для пресечения лжепредпринимательской деятельности на ранней стадии», - сказал Е.Азимшайык.
Кроме того, внедрено приостановление расходных операций участников ВЭД, которые имеют задолженность.
Лариса Черненко