Департамент госдоходов Алматы разъяснил, что дает легализация имущества, для чего она происходит и какие могут быть последствия для тех, кто не стал его легализовывать, сообщает Zakon.kz.
«На этот вопрос уместно было бы ответить словами Главы государства: «Легализация – это последний шанс, потом никаких поблажек не будет. Легализация - это последний акт перед всеобщей декларацией. После завершения данной акции (31.12.2016г.) вся информация по зарубежным счетам и по недвижимому имуществупо всему миру будет перепроверяться», - говорится в сообщении.
Как отмечается, так как Казахстан с мая 2011 года является членом Страсбургской Конвенции «Об отмывании, выявлении, изьятии и конфискации доходов от преступной деятельности», которую подписали порядка 90 стран, из них 29 так называемые «оффшорные зоны». В рамках данной Конвенции не будет составлять трудностей проверить все счета и недвижимое имущество, находящиеся за рубежом. А также следует отметить, что внесены существенные изменения в некоторые нормативно-правовые акты РК. Одной из мер ужесточения является внесение изменений и дополнений в ст. 275 КоАП РК.
«Действительно, что нынешняя легализация является преддверием к переходу ко всеобщему декларированию, которая начнет поэтапно внедряться с 2017 года. Поэтому предоставляется уникальная возможность всем гражданам страны воспользоваться преимуществом легализации, чтобы в дальнейшем не возникало вопросов при переходе ко всеобщему декларированию», - отмечают в ДГД.
При этом в департаменте отметили, что государство предоставляет гарантии для субъектов легализации.
Так, в настоящий момент в восьми законодательных актах РК, связанных с легализацией имущества, внесены изменения и дополнения. Это – Уголовный кодекс РК, КоАП РК, Закон «О борьбе с коррупцией», Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, и т.д. Все эти изменения и дополнения направлены на гарантируемую государством правовую зашиту субьектам легализации.
Например, согласно ст. 5 закона о легализации, субъекты легализации освобождаются от уголовной, административной и дисциплинарной ответственности. Факт легализации имущества, а также сведения, содержащиеся в документах, представляемых в целях проведения легализации имущества, не могут быть использованы в рамках уголовного дела, дела об административном правонарушении и дисциплинарном проступке в качестве доказательства виновности субъекта легализации в совершении правонарушений.
«Таким образом, субъекты легализации защищены от неправомерных действий со стороны правоохранительных и других государственных органов. Также легализованное имущество не может быть конфисковано. Гарантии предоставляются исключительно в пределах легализованного имущества и распространяется на деяния, совершенные субъектом легализации и (или) другим лицом до 1 сентября 2014 года», - подчеркнули в ДГД.
Сведения, содержащиеся в документах, предоставляемые для легализации, признаются налоговой, банковской и иной охраняемой тайной в соответствии с законодательством. За распространение такой информации предусмотрена уголовная ответственность по статье 223 Уголовного кодекса РК (до 2 лет лишения свободы). Таким образом, для субъектов легализации нет никаких основании для беспокойства о правовых последствиях в будущем.
Пояснили в департаменте и ситуацию с уплатой 10-процентного сбора.
«Некоторые из них, до сих пор думают, что при легализации имущества во всех случаях предусмотрена уплата 10-процентного сбора. Но, это не так! Первое, уплата 10-процентного сбора производится при легализации денег без перевода на текущий счет в банках второго уровня или Национального оператора почты, - поясняется в информации. - Таким образом, финансовые средства, находящиеся за рубежом или в наличном обороте, можно легализовать в декларативной форме, то есть с представлением специальной декларации в органы государственных доходов по месту жительства, не указывая их на банковских счетах».
Также указывается, что 10-процентный сбор не уплачивается, если показать деньги через банковские счета в банках второго уровня или у Национального оператора почты.
«В обоих случаях субъекты легализации вправе распоряжаться легализованными деньгами по своему усмотрению (купить недвижимость, вложить в бизнес), в том числе путем их инвестирования в: ценные бумаги, размещаемые на казахстанской фондовой бирже, финансовые инструменты, размещаемые на территории Международного финансового центра «Астана», и иные активы, расположенные на территории Республики Казахстан», - отмечают в ДГД.
Вместе с тем подчеркивается, что легализованные деньги и имущество (полученные до 14.09.2014 г) не являются доходом для целей налогообложения и, соответственно, не облагаются подоходным налогом. Вопрос по налоговой амнистии субъектов легализации регламентирован ст. 10-1 закона о легализации.
А также законом предусмотрена возможность легализации имущества, оформленного на ненадлежащее лицо. «Ни для кого не секрет, что среди представителей бизнеса и госслужащих много случаев регистрации имущества на ненадлежащее лицо: родственника, друга и т.д., нередки случаи, когда такие доверенные лица оказываются не порядочными. Были случаи заложения имущества в банк или случаи банального присвоения имущества, и дело превращалось в совершенно другую неприятную историю. Понятно, что настоящий хозяин юридически никак не защищен в подобных ситуациях, - пояснили в департаменте. - Поэтому, хочется еще раз подчеркнуть выгоду от предоставленной возможности легализовать имущество, оформленное на ненадлежащее лицо».
Кроме того, указывается, что в данном случае закон имеет обратную силу. Теперь, лица, разместившие деньги на банковских счетах, до внесения изменений в закон о легализации имеют право досрочно распоряжаться такими средствами, а в случае уплаты 10% сбора государство гарантирует возврат ранее уплаченной суммы. По возврату ранее уплаченной суммы можно обращаться в органы государственных доходов по месту жительства.
Кроме того, изменено условие, при котором запрещено легализовывать имущество. Если раньше закон не распространялся на лиц, у которых имелись вступивший в законную силу приговор суда по некоторым статьям Уголовного кодекса или постановление о наложении административного взыскания, то эта норма изменена и дана возможность легализовать имущество таким лицам, если приговоры, постановления сняты или погащены.
По данным ведомства, после поправок закона по упрощению процедуры легализации в конце прошлого года, в Алматы данная акция пошла более активными темпами. Например, если за весь 2015г. поступило всего 12 заявлений на общую сумму 807,8 млн. тенге, то только в период с 1 января по 30 марта 2016 г. поступило 237 заявлений. Из них по 212 заявлениям принято решение о легализации имущества на общую сумму оценочной стоимости легализуемого имущества на 169, 9 млрд. тенге. То есть, сумма легализованного имущества и денег увеличилась в 210 раз.
Как отмечается, в связи с кардинальным упрощением процедуры, сумма легализованных денег составила 165,7 млрд тенге, то есть 97,5 процентов от общей суммы легализованного имущества. Кроме того, сумма легализованного недвижимого имущества находящегося за рубежом составила 835 526 тенге, по не жилым, в том числе по коммерческим обьектам - 127 млн. 500 тысяч тенге, доля участия в уставном капитале юридического лица - 2 198 163 тенге. Таким образом, общая сумма уплаченного сбора в доход государства по легализованным имуществам и деньгам составило более 230 млн тенге.
Напомним, легализации имущества - это процедура признания государством прав на имущество, выведенное из законного экономического оборота в целях сокрытия доходов, или не оформленное в соответствии с законодательством Республики Казахстан, либо оформленное на ненадлежащее лицо». Казахстанцам дается уникальный шанс выйти из тени, и в дальнейшем законно получать доходы от легализованного имущества.
Всем субъектам предоставляется исключительная возможность ввести в законный оборот имущество и деньги, которые находятся не только на территории РК, но и за ее пределами.