Существует ли выбор?
В реализацию указанной нормы 6 апреля т.г. было принято Постановление Правительства РФ №276, в соответствии с которым с 16 апреля т.г. применение пломб на основе системы ГЛОНАСС является обязательным для всех транспортных средств (ж.д. и авто), следующих с территории Украины на территорию Республики Казахстан.
Основные требования к перевозкам грузов, утвержденные Постановлением:
Наложение (снятие) пломб при осуществлении перевозок производится при въезде (выезде) на территорию РФ в стационарных или передвижных контрольных пунктах, в том числе и контрольных пунктах, расположенных на ж.д. станциях;
Справочно: пункты пропуска на белорусско-российском участке:
Ж.д. пункт пропуска: станция Смоленск Сортировочная, Заднепровский таможенный пост Смоленской таможни;
Авто пункт пропуска: Краснинский таможенный пост Смоленской таможни.
Наложение (снятие) пломб производится за счет отправителя или получателя груза;
Водители автотранспортных средств при въезде на территорию РФ обязаны получить учетные талоны;
При выезде с территории РФ учетные талоны подлежат сдаче должностному лицу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Стоит отметить, что в случае нарушения водителями порядка наложения (снятия) и применения пломб на основе системы ГЛОНАСС, учетные талоны признаются недействительными.
К сожалению, несмотря на ряд утвержденных требований, отсутствует следующая официальная информация:
об установленных тарифах стоимости пломб на основе системы ГЛОНАСС;
о порядке выдачи и сдачи пломб на основе ГЛОНАСС;
об ответственности уполномоченного лица перевозчика при сдаче пломб на основе ГЛОНАСС, вышедших из строя (испорченных);
необходимость одновременного применения таможенного сопровождения (конвоя) и пломб на основе системы ГЛОНАСС.
И.о. заместителя Председателя Правления НПП РК «Атамекен» Дана Жунусова, акцентирует внимание на том, что для автоперевозчиков наиболее важным является вопрос применения таможенного сопровождения (конвоя) в отношении АТС, на которых установлены пломбы на основе системы ГЛОНАСС. По словам Жунусовой, в случае применения двух видов контроля в виде установки пломб и конвоя, перевозчики будут вынуждены нести двойные расходы, связанные с их оплатой, что является существенной дополнительной финансовой нагрузкой, как для перевозчика, так и для получателя груза. Отсутствие ясности в данной ситуации вызывает серьезные опасения у казахстанского бизнеса.
Открытым остается вопрос взаимодействия ФТС России и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в части обеспечения контроля за авто и ж.д. перевозками. В соответствии с Постановлением двум службам поручено организовать взаимодействие по вопросам установки (снятия) пломб при осуществлении таможенного контроля перевозок грузов из Украины в Казахстан через Россию. Однако, с учетом разделения контроля между двумя федеральными службами, каким образом все это будет происходить, остается неизвестным.
С 16 апреля т.г. в адрес НПП РК «Атамекен» поступают устные обращения перевозчиков, автотранспортные средства которых в настоящее время находятся на белоруско-российской границе в пункте перехода «Красная горка», г.Смоленск. По информации перевозчиков, часть автотранспортных средств, несмотря на установленные пломбы на основе ГЛОНАСС, ожидает таможенное сопровождение груза.
Фактически в настоящее время складывается ситуация когда не до конца отработанное и протестированное нововведение в виде установки пломб, приводит к скоплению транспортных средств на белорусско-российских участках границы. И в конечном итоге вся нагрузка, как финансовая, так и моральная, снова ложится на водителей, перевозчиков и получателей грузов в Казахстане.
Кроме того, Дана Жунусова сообщила, что до вступления в силу требования об установке пломб, систематически возникали проблемные вопросы с длительным ожиданием таможенного сопровождения и необходимостью внесения оплаты за сопровождение только безналичным расчетом, что создавало определенные трудности для наших перевозчиков. Но, тем не менее, благодаря взаимодействию с Комитетом государственных доходов Минфина РК, Союзом международных автомобильных перевозчиков Казахстана (КазАТО) и с представительством ФТС России в Республике Казахстан, практически всегда удавалось находить оптимальные варианты решения.
Самое главное для отечественного бизнеса - это четкий и прозрачный алгоритм действий при введении обязательных требований к осуществлению транзитных перевозок по территории любого государства-члена Евразийского экономического союза.
Отсутствие регламентации столь важных вопросов приводит к таким негативным последствиям для отечественных предпринимателей, как срыв сроков поставки и увеличение стоимости перевозки грузов.
В целом НПП РК «Атамекен» считает, что своевременное и полноценное информирование о новых или дополнительных условиях осуществления перевозок, как перевозчиков, так и импортеров грузов, должно всегда работать на опережение и создавать условия для исключения дополнительных издержек для предпринимателей.
Принимая во внимание высокую значимость обозначенного вопроса для дальнейших поставок грузов из Украины в Казахстан, НПП РК «Атамекен» направила обращения в адрес Комитета государственных доходов Минфина РК и Министерства транспорта РФ с просьбой представить официальные разъяснения по всем недостающим сведениям.
НПП РК «Атамекен» неоднократно говорила о том, что «санкционная» политика РФ наложила серьезный негативный отпечаток на внешнеэкономическую деятельность казахстанских предпринимателей. На протяжении более 1,5 лет наши перевозчики и как следствие стоимость перевозки грузов из третьих стран в Казахстан, находятся в прямой зависимости от нововведений государственных органов Российской Федерации.
Перечень требований, которые выставляют контролирующие органы РФ к перевозкам грузов в Казахстан транзитом по своей территории можно продолжать до бесконечности: полный 100% таможенный досмотр груза на внешней границе ЕАЭС; установление маршрута следования таможенными органами РФ на внешней границе с обязательным проставлением отметок в таможенных органах РФ на пути следования в Казахстан (как минимум один пункт, как правило - два); повторный 100% таможенный досмотр груза, который следует по территории РФ под пломбами, установленными таможенными органами РФ на внешней границе; установление ж.д. и авто пунктов пропуска для ввоза товаров, подлежащих ветеринарному контролю; новый маршрут доставки грузов с территории Украины и т.д.
Данный перечень наглядно демонстрирует, что как нет предела совершенству, так и нет предела списку требований к перевозкам в Казахстан. Хотя, если говорить о выявленных фактах нарушений со стороны казахстанских перевозчиков, то по официальной информации ФТС России (представленной по запросу НПП РК «Атамекен») за период с 1 января по 28 октября 2015 года на 98 587 товарных партий, помещенных под таможенную процедуру транзита, пришлось 177 дел об административных правонарушениях (причины нарушений указаны не были).
Тем не менее, с завидной регулярностью в СМИ публикуется информация о лжетранзите товаров, которые оформляются в Республику Казахстан, но не доходят до пункта назначения и остаются на территории России. Официального подтверждения по всем случаям «фальшивого» транзита, как и анализа сопоставления данных по количеству перевозок и нарушений, нет. Как и нет принципа выборочности, закрепленного правом ЕАЭС, при проведении таможенного контроля в отношении казахстанских грузов, следующих транзитом по территории РФ.
Дополнительно сообщаем, что по всем проблемным вопросам, возникающим в ходе осуществления перевозок грузов по территории Евразийского экономического союза, просим обращаться в Департамент экономической интеграции НПП РК по тел. +7 7172 91 93 73.
.