НПП просит отрегулировать в кодексе «О недрах» старательскую деятельность
«Мы считаем, что в рамках кодекса этот вопрос должен быть отрегулирован, так как он остался за рамками закона «Об обороте драгоценных металлов, драгоценных камней» — вопрос по сбыту добытого сырья, содержащего драгоценные металлы. Это создает отчасти предпосылки для развития незаконного промысла, связанного с добычей драгоценных металлов», — сказал Больгерт на форуме «Майнекс Центральная Азия».
Он отметил, что «неурегулированность старательской добычи у нас несет определенные риски».
«Это связано с тем, что смешение понятий происходит: очень популярно использование термина «черные старатели». Но это те нюансы, которые не относятся к добросовестному старательству, к легальному бизнесу, который есть, в том числе, и в Западной Австралии, когда ты можешь в упрощенном порядке получить лицензию и в течение определенного времени осуществлять доступными и разрешенными способами добычу россыпного золота», — заметил представитель НПП.
Одновременно он признал, что ключевым моментом будущего Кодекса о недрах, который «сейчас всех беспокоит или остается наиболее на сегодня неотрегулированным» это вопрос адаптации системы налогообложения к тем реформам, которые предполагаются в минерально-сырьевом секторе в связи с принятием нового Кодекса.
«Сейчас параллельно ведется разработка единого кодекса налогового и таможенного, и вопрос перехода на арендные платежи, отказ от бонуса подписного, коммерческого обнаружения, включение их всех в арендный платеж, на сегодня декларируются, но детально не проработаны, что вызывает вопросы у предпринимательского сообщества», — пояснил управляющий директор НПП.
Помимо этого, он напомнил, что в настоящее время уже разработаны концепция и текстовая часть законопроекта «Об офсетных соглашениях». «Это те встречные соглашения, которые предъявляются инвестору, работающему в Казахстане и получающему серьезные доходы от реализации своих товаров, работ и услуг на территории Казахстана. Приобретающая сторона, по логике законопроекта, должна выставлять встречные требования, касающиеся реинвестирования части доходов в экономику Казахстана», — пояснил Больгерт.
«На наш взгляд, сам по себе этот подход неприемлем, или в том виде, в каком он предлагается разработчиком, не совсем подходит для сферы недропользования: мы считаем, что в международной практике подходы офсетные применяются в оборонной промышленности большей частью и при закупках товаров двойного назначения.
Но выделять недропользователей в отдельную категорию субъектов, на которых будут распространяться офсетные обязательства, это на данный момент будет противоречить и логике ВТО, ее требованиям, о чем министерство национальной экономики уже сказало. Это будет также не совпадать с теми подходами, которые связаны с отменой регулирования закупок товаров, работ и услуг у отечественных товаропроизводителей», — заключил он.