Традиционные банки уходят в online
Банки должны отличаться друг от друга, чтобы оставаться конкурентоспособными, считают участники рынка. Поэтому затраты на IT-инфраструктуру в банках являются одной из основных статей расходов, которая иногда занимает третью часть бюджета. По оценке аналитиков традиционный банкинг сохранится до 2030 года, сообщает Кursiv.kz.
«Конкуренция в банковском секторе Казахстана достаточно высокая, и чтобы быть успешным, нужно отличаться не только безупречным качеством обслуживания, но и передовыми IT-решениями», - считает заместитель председатель правления АО ДБ «Альфа-Банк» Алина Аникина.
Банки заявляют, что объемы закупок на IT и количество специалистов по внедрению технологических решений неуклонно растет.
«Чем технологичнее банк, тем выше его конкурентоспособность», - отмечают в ВТБ. Эта составляющая является одним из определяющих факторов эффективности банка в текущий период.
Статья расходов на развитие информационных технологий в банке ВТБ довольно значительна. «В списке затрат банка IТ-бюджет занимает примерно третье место по объемам и значимости после таких важнейших статей бюджета, как оплата аренды и выплата заработной платы», - поделились в банке ВТБ (Казахстан).
В Банке Астаны, который по сути является интернет-банком, до 70% капитальных затрат уходит на модернизацию, софт и новые технологии. Однако это несравнимо с теми колоссальными затратами на IT-инфраструктуру, которые производят, например, банки из первой десятки.
По оценке аналитиков IDC, традиционный банкинг с использованием существующей системы офисов и межбанковского взаимодействия сохранится как минимум до 30 годов нашего века.
«Эволюционные изменения неизбежны. Что-то революционное, вроде перехода банков на криптовалюты, IDC прогнозирует уже в этом году, но это будут единичные случаи, не отражающие общей ситуации», - прокомментировал менеджер по консалтингу IDC в Центральной Азии Руслан Габитов.
Не все так просто
«В настоящее время необходимость инвестировать в IТ для трансформации бизнеса из его традиционной формы в формат цифрового бизнеса является более необходимой задачей, чем когда-либо ранее», - такое мнение выразили ранее в аналитической компании Gartner.
Глобальные прогнозы не слишком позитивны. По данным Gartner, расходы на IТ в мире в 2016 году снизятся на 0,5%, до $3,49 трлн. Прежде в компании ожидали роста на 0,5%. Прогноз был пересмотрен в результате изменения курсов валют. В целом, по прогнозам компании, объем рынка ПО увеличится на 4,2%, до $321 млрд, а затраты на IT-услуги прибавят 2,1%, до $929 млрд, но значительно эти цифры не увеличат расходы на IТ.
Согласно отчету компании Forrester, объем мировых IТ-закупок государственными организациями и бизнесом в 2016 году составит около $2,9 трлн. Крупнейшим рынком в сфере технологий останутся США с общим объемом IТ-расходов в $1 трлн и приростом в 5,1% в этом году и 5,9% - в следующем. Однако лидерами станут Индия, Мексика, Швеция, Китай, Польша и Израиль, рост IТ в которых составит около 6%.
Расходы на информационную инфраструктуру несколько сократит и «Самрук-Қазына». По информации фонда, уровень автоматизации группы компаний в январе составлял около 30 вместо 70%, необходимых для обеспечения высокой производительности труда и повышения рыночной стоимости. Несмотря на это, фонд решил снизить расходы на ПО путем заключения соглашений о стратегическом сотрудничестве с ключевыми разработчиками. Работу по заключению договора планируется завершить к июлю 2016 года. Заключение стратегических соглашений позволит значительно снизить затраты группы компаний на ПО в ближайшие пять лет.
Цифровая жизнь в банке
Управляющий директор Казкоммерцбанка Нурлан Джагипаров отмечает, что число специалистов банков, занимающихся поддержкой и созданием информационных систем, становится все больше, так же как и количество клиентов, обслуживающихся через IT-каналы, которое растет в кризисный период.
«Это происходит в том числе на фоне снижения доходности по кредитованию. Очевидно, что выгоднее обслуживать клиента через цифровые каналы. Во-вторых, им (клиентам) проще и удобнее работать через цифровые каналы», - пояснил г-н Джагипаров.
«Поведение меняется не только в сторону цифровых каналов, но и внутри цифровых каналов. Если раньше интернет-банкинг использовался через веб-интерфейс, то в 2014 и 2015 году мы видим замедление темпов роста», - отметил он.
То есть основная активность клиентов происходит уже в мобильных приложениях, и каждая вторая транзакция проходит через них.
Г-н Джагипаров предполагает: несмотря на то, что транзакционная составляющая в отделениях еще является достаточно высокой, ожидается, что она перестанет в какой-то момент существовать в том виде, в котором работает сейчас.
Кроме того, изменится и образ сотрудника в отделениях банков, то есть он будет выполнять функции финансового консультанта, а не механического операциониста, который просто выдает и принимает деньги.
«В целом цифровые каналы позволяют продавать разные продукты, которые достаточно тяжело продать в отделениях банка, потому что на это требуется гораздо больше времени, а оно у операционистов достаточно ограничено», - добавили в Казкоме.
Ближайшие тренды
Благодаря развитию информационных технологий основным трендом на ближайшее время в мире и банковской сфере, в частности, станут онлайн-продажи без посещения клиентом отделений банка, считают в ВТБ.
Г-жа Аникина рассказала, что в Альфа-Банке рассматривается возможность открытия онлайн-отделений для клиентов, где они смогут получать банковские услуги 24 часа в сутки 7 дней в неделю.
В Казкоме есть проекты, связанные с видеобанкингом. «В десяти географических точках у нас есть видеооператоры, со временем мы доведем количество до 30-50 операторов, это как раз и является оптимизацией, возможностью улучшить сервис, не наращивая численность персонала», - рассказал г-н Джагипаров.
«Очевидно, что все это повлечет за собой сокращение сотрудников некоторых специальностей, но в то же время возрастет потребность в других. В целом больших изменений в численности сотрудников не ожидается. Однако требования к их квалификации определенно возрастут», - добавила г-жа Аникина.
Менеджер по работе с ключевыми клиентами SAS в Казахстане Андрей Суставов отмечает, что при переходе на новые системы возникают разного рода риски. «Бывают случаи нехватки навыков внутри организации - как по использованию, так и по поддержке. Этими рисками тоже необходимо управлять, то есть заранее понимать, какой должна быть квалификация персонала, сколько пользователей и специалистов нужно обучить», - поясняет он. Помимо этого необходимо просчитывать с финансовой стороны: как быстро окупится новая технология, не приведет ли внедрение к росту издержек и тому подобное.
Г-н Габитов также отмечает, что при внедрении нового продукта, банки входят в полосу неопределенности. «Снизить негативные последствия могут зрелые процессы управления изменениями и рисками», - считает он.