Национальный банк РК в ускоренном порядке готовит законопроект, ограничивающий деятельность обменников и спекуляции с валютой, сообщает Zakon.kz.
На данный момент, уже подготовлена концепция законопроекта.
Целью законопроекта является адаптация валютного законодательства к изменению экономической среды в результате вступления Республики Казахстан во Всемирную торговую организацию, динамичного развития интеграционных процессов, создания специальных экономических зон, а также расширения сферы применения электронных денежных средств в международных расчетах. В реализацию этой цели основной законопроект предусматривает:
1) отнесение к резидентам филиалов и представительств иностранных организаций в Казахстане, которые учреждаются ими для реализации коммерческого присутствия на казахстанском внутреннем рынке. Как следствие, c учетом специфики деятельности филиалов и представительств нерезидентов в Республике Казахстан потребуется пересмотр действующих норм валютного законодательства в отношении режимов валютного регулирования: валютного мониторинга филиалов и представительств нерезидентов, действующих на территории Республики Казахстан, регистрации валютных операций и уведомления о валютных операциях;
2) определение подходов к регулированию валютных правоотношений в рамках специальных экономических зон, создаваемых на территории Казахстана в целях привлечения международных инвестиций, инновационного развития и продвижения внешней торговли. Это, прежде всего, Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА) и Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос» (МЦПС «Хоргос»);
3) оптимизация статистического мониторинга валютных операций посредством упрощения процедур классификации и изменения порогов для включаемых в мониторинг валютных операций, а также охват статистическим мониторингом международных расчетов c использованием электронных денежных средств;
4) совершенствование подходов к регулированию деятельности организованного рынка обмена валюты посредством (і) уточнения полномочий Национального Банка в части регулирования рынка безналичных конверсионных операций и определения порядка проведения конверсионных операций, (й) пересмотра требований к порядку функционирования уполномоченных организаций, исключительным видом деятельности которых является организация обменных операций с наличной иностранной валютой (небанковских обменных пунктов) с учетом внедрения систем управления рисками, приближенных к банковским, и (ііі) определения правовых рамок для деятельности FOREX-компаний на организованном рынке обмена валюты.
Кроме того, c учетом изменений, внесенных в действующее законодательство Республики Казахстан, а также в рамках мер по дедолларизации, в основном законопроекте предполагается уточнить вопросы обращения валютных ценностей на территории Республики Казахстан, перечень разрешенных между резидентами валютных операций, определить порядок открытия счетов резидентами в иностранных банках с учетом поэтапного введения всеобщего декларирования доходов и имущества физических лиц, a также вопросы осуществления валютного контроля.
Таким образом, планируются следующие меры.
1. Поскольку Казахстаном c вступлением в ВТО приняты специфические обязательства по предоставлению после завершения переходного периода доступа на рынок финансовых услуг филиалов иностранных банков и страховых организаций, законопроектом должны быть предусмотрены дополнения в законы Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности» и «О страховой деятельности» в части закрепления особенностей валютного регулирования при проведения валютных операций филиалами иностранных банков или страховых (перестраховочных) организаций.
2. В связи с функционированием специальных экономических зон на территории Казахстана, созданных в целях привлечения международных инвестиций, возникла необходимость по упрощению либо отмене требований валютного законодательства по операциям, осуществляемым на территории таких специальных зон лицами, зарегистрированными в качестве участников. В связи с этим, законопроектом предполагается закрепление понятия «специальной зоны» для целей валютного законодательства и положений, предусматривающих особый порядок валютного регулирования на их территории. Одновременно, потребуется внесение уточнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О Международном финансовом центре «Астана», a также предусмотреть в законопроекте «Об особой экономической зоне - Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос» нормы, регламентирующие особый порядок регулирования валютных сделок, заключаемых и исполняемых при их совершении на территории свободной экономической зоны.
3. В рамках реализации мер по дедолларизации Национальным Банком был проработан вопрос по укреплению роли тенге как меры стоимости, в рамках которого выявлена необходимость закрепления законодательстве Республики Казахстан требований по указанию цен на реализуемые на территории Республики Казахстан товары и услуги исключительно в национальной валюте, а также определения ответственности за нарушение этого требования. В целях урегулирования данного вопроса и обеспечения системности подхода к реализации норм законодательства на практике, необходимо внесение поправок в Гражданский кодекс Республики Казахстан и Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», а также в законы Республики Казахстан «О рынке ценных бумаг» и «Об инвестиционных фондах» (в части пересмотра норм по выпуску паев паевых инвестиционных фондов в иностранной валюте).
4. В рамках реализации мер по дедолларизации Национальным Банком также разработан ряд мер в части снижения потенциала спекулятивного спроса на иностранную валюту на внутреннем валютном рынке. Эти меры включают установление полномочий для Национального Банка на принятие оперативных мер по ограничению спекуляций на рынке безналичных конверсионных операций, a также принятие мер по повышению прозрачности деятельности на рынке обмена наличной иностранной валюты. Соответственно, это необходимо предусмотреть в Законе Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан».
5. С учетом повышения роли золота, как инвестиционного инструмента, растут объемы операций с аффинированным золотом в слитках, относящимся к валютным ценностям, как институциональных, так и частных инвесторов. Соответственно, нормы основного законопроекта затронут, в том числе, и вопросы проведения операций с аффинированным золотом в слитках, что потребует приведение в соответствие c нормами основного законопроекта норм Закона Республики Казахстан «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».
6. С учетом поэтапного введения всеобщего декларирования доходов и имущества физических лиц целесообразно реализовать комплексный подход в части получения государственными органами информации о зарубежных активах физических лиц. В частности, в основном законопроекте может быть предусмотрено требование об уведомлении налоговых органов о счетах за рубежом при проведении переводов c их использованием через уполномоченные банки. Это может потребовать внесения уточнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)».
Следует отметить, что несмотря на постоянно декларируемую открытость Нацбанка РК, концепция законопроекта не размещена ни на портале «Открытые НПА Республики Казахстан», ни в соответствующем разделе сайта самого Нацбанка.
Тем не менее, обсуждение концепции планируется завершить уже через неделю.