Поддержка отечественных автопроизводителей осуществляется через Программу льготного автокредитования, оператором которой является Банк развития Казахстана (БРК, дочерняя структура Холдинга «Байтерек»). Сам процесс льготного автокредитования построен таким образом, что потенциальный покупатель приходит в автосалон и выбирает подходящую для него марку автомобиля.
В основном в крупнейших автосалонах находятся и представители банков второго уровня, которые принимают заявку на кредит. Далее заявки проходят процесс одобрения в конкретном банке, и, после того как головные офисы соберут все заявки на автокредитование, головные офисы направляют заявку на согласование в БРК. Банк, в свою очередь, проверяет кредитную заявку только на предмет соответствия условиям программы. Таким образом, непосредственно рассмотрением, проверкой платёжеспособности и одобрением займов физических лиц занимаются банки второго уровня- участники программы.
Согласно условиям программы, БРК осуществляет мониторинг освоения денежных средств и должен в течение трех рабочих дней согласовать заявки, поступившие от банков второго уровня на соответствие условиям Программы, но по факту Банк согласовывает её в течение одного рабочего дня. Однако всё же есть жалобы на медленное оформление льготных автокредитов, и о них знают в БРК.
- Есть, конечно, случаи, когда задерживается предоставление согласования кредитов банками второго уровня. Например, когда из регионов собираются заявки. Они направляются в головные офисы банков второго уровня, и головные офисы иногда задерживают в связи с тем, что ждут погашения ранее выданных займов. Когда они накапливают нужную сумму, уже повторно направляют заявки на согласование в БРК. Эта проблема довольно-таки часто возникает, и бывает, что банки второго уровня говорят, что это задерживает Банк развития Казахстана. На самом деле мы согласовываем все заявки в течение одного рабочего дня, - подчеркнул управляющий директор БРК Адиль Исмагамбетов.
Займы по программе льготного автокредитования выдают семь банков: это Евразийский банк, Сбербанк России, Банк ВТБ (Казахстан), ЦентрКредит, Народный банк, а также АТФ-Банк и Forte Bank. По программе автокредитования, к настоящему времени освоено 47 млрд тенге, на эти деньги казахстанцы смогли купить 11 500 автомобилей производства автозаводов «Азия-Авто» и «СарыАркаАвтопром».
- В целом спрос очень большой, и он намного превышает предложение. Даже если смотреть последний транш в 8 млрд тенге - его выдали в начале года, и практически за три месяца мы одобрили полную сумму в 8 млрд тенге и освоение уже 82%, - отметил управляющий директор БРК.
В настоящее время на условиях льготного кредитования казахстанцы могут купить 62 модели автомобилей отечественного производства. За последнее время в список были включены новые модели Skoda, Kia и Hyundai. С полным списком можно ознакомиться на сайте БРК.
«Данные модели периодически обновляются в зависимости от расширения линейки казахстанскими автопроизводителями», - сказал Адиль Исмагамбетов
В 2015 году, когда программа запускалась, максимальный срок автокредитования составлял 5 лет, стоимость автомобиля – 9 млн тенге. Однако на фоне прошедшей девальвации тенге и соответствующего подорожания автомобилей, срок кредитования был увеличен до 7 лет, а стоимость автомобиля до 15 млн тенге.
Небольшая номинальная ставка в 4% годовых (эффективная – не более 7,5% годовых) позволяет заемщикам покупать автомобиль в кредит на долгий срок.
«Срок был увеличен до 7 лет. Если сейчас в среднем брать, то ориентировочно средний срок займов будет около 6 лет, потому что в основном все стараются брать долгосрочный заем на 7 лет», - отметил Адиль Исмагамбетов.