Сегодня довольно тяжело представить мир без современных технологий. Tech инновации прочно закрепились в каждой сфере жизнедеятельности человека, при этом развиваясь в геометрической прогрессии. В таком круговороте технологических изменений, дающих конкурентное преимущество, важно не оказаться аутсайдером.
В специальном интервью для Forbes Kazakhstan независимый директор АО "Банк Развития Казахстана" (БРК, "дочка" холдинга "Байтерек"), инвестиционный банкир, управляющий хедж-фонд активами, предприниматель, и лектор в бизнес-школе Said Оксфордского Университета Марсия-Элизабет Фавале рассказала, почему сегодня никто не может себе позволить игнорировать диджитализацию и интеллектуальный капитал.
- Г-жа Фавале, с вашей точки зрения, что изменилось за 4 года вашей работы независимым директором БРК и, самое главное, что нужно изменить в Банке?
- Когда я присоединилась к БРК, люди удивлялись моему стилю быть независимым членом совета директоров. Я люблю работать, засучив рукава, создавая атмосферу, которая наилучшим образом использует навыки, квалификацию и опыт всех членов совета директоров и комитета. Совет директоров и комитеты не должны быть штампом, напротив, они должны быть действительно рабочими, то есть местом, где можно задавать сложные вопросы и получать ответы. БРК может считаться ориентиром с точки зрения того, как работать с независимыми членами совета директоров в попытках улучшить управление, прозрачность и процесс мышления. Мы все внесли свою лепту в развитие культуры командной работы, которая является залогом успеха. Сейчас работа в БРК налажена, словно четкий механизм, каждый сотрудник понимает общую цель. Однако этого понимания не было бы, если Банком не управляли правильные лидеры. И г-н Жамишев, а теперь и г-н Саркулов, а также члены Совета директоров от Холдинга "Байтерек", председатель Совета директоров Банка г-н Арифханов - они тоже смогли принять эту культуру.
Что нужно изменить? Я не думаю, что что-то должно действительно измениться в совете директоров, но мы должны вкладывать больше денег в технологии. Стратегически, Казахстан должен развивать диджитализацию, использовать цифровые технологии для изменения бизнес-модели и предоставления новых возможностей для получения прибыли, а также внедрять интеллектуальный капитал для увеличения и роста производительности. Мир стал цифровым, и Казахстан должен стать цифровым. В настоящее время ни одна страна или компания не может себе позволить игнорировать важность инвестиций, способствующих повышению производительности труда.
БРК сделал несколько замечательных вещей. К примеру, разместил несколько выпусков еврооблигаций, деноминированных в тенге. Это огромный прорыв. Успех еврооблигаций в тенге с международным участием, усиливает мировой аппетит к тенге и его влиянию, а также открывает широкий спектр финансирования, который минимизирует валютные риски. Я хотела бы, чтобы Банк, с учетом его мандата, осуществлял больше таких сделок. Это поможет стране привлечь прямые иностранные инвестиции. Думаю, зарубежные инвесторы оценят опыт БРК, ведь Банк рассматривается как центр экспертизы кредитования.
- Вы сказали, что БРК - это ориентир сейчас. Можете ли вспомнить самые успешные проекты с вашим участием?
- Мы, как команда, внесли общий вклад в любые успехи и неудачи Банка. Сказать, что я лично сделала это, будет неправильно. Я очень довольна нашим вниманием к птицеводству. Ранее мы профинансировали Макинскую птицефабрику, которая создала 700 рабочих мест в регионе и поставляет высококачественную, по международным стандартам, продукцию на рынки Казахстана. Меня радует, что Банк сегодня ориентируется на развитие зеленых технологий и альтернативной энергетики. Хотелось бы вкладывать больше в агросектор - это новое "черное золото" для страны, так как продовольственная безопасность приобретает все большее значение. Мы продолжаем инвестировать в горнодобывающую промышленность, в повышение производительности, в технологичное оборудование, в более эффективные технологии, фокусируясь на импортозамещении.
- Качество кредитного портфеля является очень актуальным вопросом в банковской системе Казахстана. Что Вы можете сказать об этом в контексте БРК?
- Когда мы говорим о NPL – проблемных кредитах, то должны сделать разделение между коммерческими банками и БРК. Думаю, что лучший способ ответить на этот вопрос, - дать вам цифры. Итак, в 2009 году NPL составлял около 6 или 6,6 процентов, а к концу 2018 года - 0,5 процента по кредитному портфелю, включая займы, выданные банкам. Руководством Банка проделана отличная работа.
- Можете поделиться "рецептом", как не уронить качество кредитного портфеля?
- Опытные риск менеджеры знают, что риски, это то, чем нужно управлять заранее. Поэтому в БРК создана информационная структура для регулярной отчетности. Благодаря ежемесячному анализу мы знаем валютные риски Банка, на каком уровне девальвации возникают проблемы с конкретным кредитором или группой кредиторов, и следовательно, с нашим собственным риском ликвидности. Мы понимаем проблему восстановления залога и постоянно проверяем залоговую стоимость кредита. Мы обсуждаем ситуацию и активно управляем отраслевым и банковским риском, учитываем глобальные тенденции, политическую обстановку, которая может оказать прямое или косвенное влияние на наш кредитный портфель. За эти годы, я думаю, мы были активны в этом направлении и очень бдительно относимся к качеству кредитного портфеля.
- Насколько мне известно, ваш "рабочий роман" с Казахстаном длится уже 18 лет. Расскажите, пожалуйста, подробнее о Вашем профессиональном опыте в нашей стране.
- Верно, в первый раз я прилетела в Казахстан 18 лет назад. Как сейчас помню тот свой перелет из Алматы в Астану, ныне Нур-Султан, в 6 часов утра. Это один из самых удивительных рейсов в моей жизни - я впервые увидела Казахстан, его красивую географию, развивающуюся столицу. Во время моего первого визита я была управляющим директором Объединенного банка Швейцарии (UBS) в Лондоне, главой отдела кредитных исследований по Латинской Америке, Центральной и Восточной Европе, Ближнему Востоку и Азии, а также членом Кредитного комитета по развивающимся рынкам и Организационного комитета UBS. Мы предоставили предложение по организации первого выпуска еврооблигаций для Банка Развития Казахстана, и, в итоге, выиграли. Мой интерес по продвижению Казахстана продолжился. Будучи менеджером по управлению инвестиционными портфелями в Brevan Howard и Advent Capital, я активно инвестировала в узнаваемость Казахстана. Работая в Казахстане, мне посчастливилось работать с некоторыми из самых дальновидных и высокопрофессиональных, интеллигентных людей, которые всегда заряжали меня желанием "сделать Казахстан лучше", "продвинуть страну вперед".
- Как Вы справляетесь с такими долгими и частыми перелетами?
- Карьеру я начала в Японии, занималась развивающимися рынками, часто летала в Латинскую Америку, Африку, Европу и Центральную Азию, на Ближний Восток. Так сложилось, что я провожу много времени в самолете. Как я справляюсь? Мне нравится то, чем я занимаюсь. Полет для меня не рутина, а наоборот, захватывающее приключение. При таком темпе жизни главное добиться баланса состояния души и тела - правильно питаться, заниматься спортом и йогой, пить много воды. Мне нравится путешествовать, особенно в Казахстан - в страну, где родилась моя дочь.
- И последний вопрос. На Ваш взгляд, какими качествами должен обладать успешный независимый директор?
- Независимый директор должен привнести лучшую практику и сделать ее реальной в культуре, с которой он работает. Важно быть лидером – тем, кто направляет, управляет, заботится о людях, а также имеет отличные коммуникативные навыки. Очень важно передавать свои навыки таким образом, чтобы люди могли усвоить ваш опыт, использовать в повседневной практике и чувствовать в результате свой рост. Лидерство означает отстаивать правильную позицию, не боясь кому-то не понравиться. Думаю, это чрезвычайно важно.