12 сентября 2019 по итогам торгов на Казахстанской фондовой бирже (KASE) тенге ослабел ко всем валютам. Так, средневзвешенный курс доллара составил 387,15 тенге (+0,81), евро – 427,30 тенге(+0,45), а российский рубль поднялся до 5,9397 тенге (+0,0262). При этом стоит отметить, что рубль укрепляется с начала сессии в Москве уже почти на 0,9% до отметок ниже 65 за $1, несмотря на дешевеющую на 1% нефть, на фоне снижения торговой напряженности между США и Китаем. А тенге не укрепляется, наоборот, снова ниже 387 и приблизился к шести тенге за рубль. Своим мнением о причинах столь непредсказуемого поведения тенге с журналистом Zakon.kz поделился аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане, автор телеграмм-канала FINANCEkaz Андрей Чеботарев.
Как отметил эксперт, в 2015 году тенге освободили, и с тех пор мы живем в парадигме свободноплавающего курса, хотя опыт наблюдения за национальной валютой говорит, что это скорее "свободно фиксированный курс". То есть свобода тенге не полная и ограничивается желанием Национального банка по контролю за курсом.
- Все ждут девальвацию. Она будет? Девальвация возможна при фиксированном курсе. Это когда государство в лице Национального банка определяет курс и для его поддержания тратит деньги на бирже, выставляя валюту на продажу по нужному курсу. У нас с августа 2015 года свободный курс тенге. Это когда де-юре государство не участвует в формировании курса и не выходит на биржу, а курс формируют участники торгов в свободном режиме. Де-факто Нацбанк признает за собой право так называемых "сглаживающих интервенций", к такой интервенции он прибегал 20 марта, когда на новостях об отставке Первого Президента курс "скакнул" вверх. Тогда было потрачено 304 миллиона долларов на поддержание курса. Поэтому при свободном курсе резкая девальвация невозможна, курс формируется рыночным каждый день, в результате валютных торгов на бирже, но... Всегда есть "но". В Казахстане курс полностью свободным можно назвать лишь условно. Я предпочитаю говорить "свободно фиксированный курс". Доказать участие регулятора в формировании курса достаточно сложно по ряду технических причин, но изменения в регламенте работы валютной биржи (когда со всех участников собирают заявки заранее) также говорят о том, что курс свободный лишь номинально, – считает Андрей Чеботарев.
По его словам, за последний месяц было две ситуации, когда тенге повел себя странно. 21 августа российский рубль демонстрировал небывалое за последнюю неделю укрепление, подорожав к доллару США ниже 66 единиц. Этому способствовал ряд таких факторов, как рост цен на нефть, относительное снижение глобальной напряженности на рынках, а также предстоящая налоговая неделя в России. Тогда тенге тоже укрепился, но непропорционально — довольно ограниченно, что отражается в динамике курса тенге к рублю, которая снова начала отходить к шести тенге за один рубль.
- Я это называю "накапливать запас мощности". Это началось, когда рубль стал отступать от позиций в 5,5 тенге и расти. Тогда тенге можно было укрепить, по сведениям некоторых экспертов, даже до 340-360 тенге за $1, но этого не произошло. Скорее всего, регулятор накапливал запас мощности, чтобы избежать ослабления тенге в моменты бурь на мировых рынках, что и прошло в конце августа и начале сентября, когда национальная валюта демонстрировала чудеса устойчивости относительно доллара, на фоне дешевеющего рубля и юаня. Это отражалось на кросс-курсе с рублем, который снова вернулся в область 5,8-5,9 тенге за рубль, – продолжил Андрей Чеботарев.
Еще один немаловажный факт, который, по его мнению, стоит учитывать — это прогнозные показатели правительства. В начале этого года они были такими — $55 за баррель нефти и 370 тенге за $1. Что мы видим в реальности? Нефть дороже $60, а курс выше 385. Что еще раз должно нам указать, что тенге перепродан и мог бы быть хотя бы немного крепче, просто регулятор предпочитает создавать запас мощности на случай давления на рынках на тенге, от этого и поведение национальной валюты не до конца прозрачное и рыночное.
- Подводя итог можно сказать, что сейчас курс тенге - это результат работы "черной коробочки", которая работает по собственным правилам и представлениям, без должной реакции на внешние раздражители. Правила работы коробочки известны лишь немногим в Национальном банке, и они точно не рыночные. А поэтому и влияние рынка на формирование курса достаточно ограниченное. Посмотрим, что будет 1 ноября. Именно к этому сроку Президент требовал от регулятора изменить подходы к курсовой политике, сделав ее более понятной и прозрачной для населения, – подытожил Андрей Чеботарев.
Подготовил Владимир Демидов