Почему текущее укрепление тенге является довольно ограниченным в сопоставлении с теми макропроцессами, которые сейчас происходят как внутри, так и вне экономики Казахстана, и сколько на самом деле должен стоить доллар, рассуждает Управляющий директор AERC (Центр исследований прикладной экономики) Олжас Тулеуов в посте в своем телеграмм-канале Tengenomika, сообщает zakon.kz.
Как отметил эксперт, на конец предпоследней недели уходящего года средневзвешенный курс USDKZT на KASE составил 382,99, что является минимальным значением показателя за последние полгода.
- При этом подобная динамика тенге полностью нивелирует и даже делает несостоятельными все прогнозы различных фейсбук-аналитиков, инстаблогеров, хайпожоров и просто обозревателей и "экспертов с большой дороги" о неминуемом девальвационном Армагеддоне, который должен был случиться по их предсказаниям во второй половине года, как только пройдут выборы президента. Но, как мы и ожидали, это все было лишь слабо аргументированным манипулированием низким уровнем доверия общества к политике и действиям Нацбанка, – написал автор поста.
Если же говорить о недостатках наблюдаемого укрепления тенге, а они, по мнению эксперта, тоже имеются, то надо указать на то, что оно является довольно ограниченным в сопоставлении с теми макропроцессами, которые сейчас происходят как внутри, так и вне экономики Казахстана.
В частности, эксперт отметил положительную реальную ставку (базовая ставка минус инфляция) в Казахстане, которая сейчас является одной из самых высоких в мире. Низкий уровень как внешнего, так и внутреннего госдолга. Сальдо текущего счета, которое хотя и стало более отрицательным в этом году, но все еще остается ниже того дефицита, который наблюдался с 2015 по 2017 годы. Стабильно низкий и контролируемый правительством дефицит бюджета. Инвестиционный уровень суверенного кредитного рейтинга страны с дальнейшим позитивным прогнозом. Рост цен на нефть. Перемирие в торговой войне КНР и США. Существенное ослабление противороссийской санкционной риторики Запада и соответственное укрепление рубля к американской валюте до минимума с мая 2018 года.
- Таким образом, абсолютное большинство макроэкономических параметров демонстрирует то, что текущий курс USDKZT мог бы быть как минимум 360-370, не говоря уже об уровне 340-350. И здесь очень большую роль играет Нацбанк, который "на правах крупнейшего участника" валютных торгов KASE может формировать этот недооцененный тренд курса тенге. Однако до сих пор остается достоверно неизвестным, в чем все-таки истинная причина такой курсовой политики казахстанского регулятора, которую мы и называем ЧПОК - частично плавающим обменным курсом, – подытожил Олжас Тулеуов.