Потребительский спрос снизился из-за опасений по поводу дальнейшего распространения коронавируса (COVID-19) и его влияния на экономику. Потери мировой экономики, связанные со вспышкой заболевания, вызванного коронавирусом, могут составить в текущем году около 2 трлн долл. США — такой прогноз опубликовал в своем докладе ЮНКТАД.
В целом неопределённая ситуация в мире привела к разногласиям между двумя крупнейшими производителями нефти. Так, переговоры министров стран ОПЕК+ в Вене завершились провалом из-за недостижения согласия между Россией и Саудовской Аравией. На этом фоне 9 марта цена нефти марки Brent снизилась на 24,1%, до 34,36 долл. США за баррель; в ходе торгов цена на нефть (Brent) опускалась в моменте минимально до 31,02 долл. США за баррель впервые с января 2016 года. А цена на WTI упала на 24,6%, до 31,13 долл. США за баррель.
10 декабря текущего года Международное рейтинговое агентство S&P Global ухудшило прогноз средней цены Brent на 2020 год до 40 долл. США за баррель. Ранее агентство ожидало, что средняя цена Brent в этом году будет держаться в районе 60 долл. США за баррель.
Снижение цен на нефть и скачки курса доллара и евро оказали значительное негативное влияние на индексы на международных биржах. К примеру, европейские биржи в понедельник заметно ушли в минус. Лондонский биржевой индекс FTSE 100 просел на 7,7%, немецкий DAX — на 7,9%, французский CAC 40 — на 8,4%.
На Нью-Йоркской фондовой бирже индекс S&P 500 упал на 7,6%. Индекс NASDAQ Composite (IXIC), в свою очередь, просел на 7,3%, Dow Jones — на 7,8%. После этого, в соответствии с регламентом биржи, торги были приостановлены на 15 минут. В последний раз автоматическая блокировка торгов срабатывала 1 декабря 2008 года.
Индекс KASE на Казахстанской фондовой бирже 10 марта 2020 года снизился на 4,7%.
Эти события сподвигли правительства многих стран на моментальные действия по урегулированию экономического состояния в стране. К примеру, для поддержания стабильности цен Национальный Банк Республики Казахстан принял внеочередное решение по повышению базовой ставки до 12%. Кроме того, для обеспечения стабилизации валютного рынка и обеспечения финансовой стабильности финрегулятор будет проводить необходимые валютные интервенции. Для этого страна располагает достаточным объёмом золотовалютных активов, а также необходимыми инструментами. Данные меры ограничат ускорение инфляции и позволят не допустить чрезмерной волатильности курса национальной валюты. В первый день после обвала цен на нефть многие обменные пункты страны начали спекулировать курсом валют. В отдельных обменных пунктах Алматы и Нур-Султана доллар продавали выше 400 тенге, при этом рыночный курс доллара на 11 марта составлял 393,6 тг.
Валюты развивающихся рынков, в том числе торговых партнёров Казахстана, слабеют по всему миру. Так, в России 10 марта курс доллара подскочил на 4,1%, до 71,4 рубля, максимально за этот день доллар поднимался до 72,8 рубля.
В то же время Казахстан, как и Россия, обладает некоторым запасом прочности, что позволит устоять перед текущей ситуацией. К примеру, министр национальной экономики РК Руслан Даленов заявил о том, что экономика Казахстана выдерживает более низкие цены на нефть, такую же оценку дают эксперты и по поводу России.
Государственный бюджет Республики Казахстан в основном зависит от налогов нефтегазового сектора. В проекте закона «О республиканском бюджете на 2020-2022 годы» прогноз цены на нефть заложен на консервативном уровне 55 долл. США за баррель. Соответственно, падение цены на нефть значительно скажется на доходах государственного бюджета страны.
В данной ситуации меры бюджетной политики правительства Республики Казахстан будут направлены на выполнение социальных обязательств в полном объёме. Будут приняты меры по сокращению неприоритетных бюджетных расходов. В целом Правительство и Национальный Банк обладают возможностями для минимизации негативных последствий и обеспечения устойчивости социально-экономического развития страны.