Президент Евразийской ассоциации франчайзинга Бекнур Кисиков отметил, что нынешняя геополитическая ситуация лишь увеличила присутствие российских компаний на казахстанском рынке. Поэтому вероятность появления новой сети ресторанов быстрого питания "Вкусно – и точка" достаточно высока.
"Покупатели не делают политику из продуктов или услуг. Политику и напряжение создают политики, а бизнес живет по своим законам", – подчеркнул Бекнур Кисиков.
По его словам, "Вкусно – и точка" имеет хорошую, отработанную базу по стандартам McDonald’s. Поэтому у компании есть все шансы составить конкуренцию действующим сетям быстрого питания.
"Компания сейчас оперирует всеми заводами и базами McDonald’s, а значит, производственные мощности есть. При выходе на наш рынок они могут продолжить работу в том же русле и составить достойную конкуренцию действующим ресторанам быстрого питания". Бекнур Кисиков
При этом он отметил, что в стране немало конкурентных отечественных продуктов, пользующихся спросом у населения. Но чтобы дойти до уровня мегабренда, многим из них нужно больше времени.
"Мегабренд – это не только продукция, а сложный комбинат, где имеют значение логистика, складирование, кухня, температура, рецепторы, обслуживание, брендовые ожидания, кадровая политика, стандарты и многое другое. Чтобы грамотно сочетать эти компоненты и в конечном итоге получить блестящий продукт, который полюбят потребители, – нужно время, опыт и умение. Наши сети пока молодые, но стоит отметить, что многие уже показывают мощный прогресс", – пояснил эксперт.
Руководитель Ассоциации клуба рестораторов Казахстана Гульнара Катибаева заявила, что приход "Вкусно – и точка" не нужно рассматривать как что-то негативное с той точки зрения, что компания как минимум предоставит казахстанцам рабочие места.
"Если компания зайдет на казахстанский рынок правильно и с пониманием нашего менталитета, то почему бы и нет. Появятся новые рабочие места. А если будет использовать в производстве местные продукты, то я обеими руками "за". Вы только представьте, какие обороты будут у наших производителей мяса, яиц, молока, муки". Гульнара Катибаева
Мы также спросили у Гульнары Катибаевой, сможет ли, по ее мнению, "Вкусно – и точка" заменить на рынке полюбившийся многим McDonald’s.
"McDonald’s – компания, которая у всех на языке. В какой бы ты стране ни был, в любом случае, везде ты найдешь McDonald’s. Вспомните, как "агрессивно" они заходили на рынок Казахстана, их рекламу. И я думаю, что такому же примеру последует "Вкусно – и точка", – ответила она.
На вопрос, почему никто из отечественных компаний не воспользовался освободившимся местом, эксперт ответила, что многих останавливают финансовые риски и неопределенность рынка.
"Казахстанским компания, чтобы открыть сеть ресторанов, нужна хорошая финансовая подушка, но пока, к сожалению, наши предприниматели, кто имеет такую возможность, почему-то не обратили внимание на то, что ушла такая огромная сеть и можно занять эту нишу. Наши бизнесмены – не бедные люди, они могли бы заняться этим. Но каждый раз их что-то останавливает, то война, то пандемия, то какой-то новый закон. Естественно, человек будет думать: открою большую сетку, а вдруг меня закроют?" – рассказала руководитель Ассоциации клуба рестораторов Казахстана Гульнара Катибаева.
Экономист Арман Бейсембаев отметил, что ожидать "диких" очередей у дверей "Вкусно – и точка" не стоит, однако будут те, кто захочет попробовать новый продукт.
"Многие понимают, как и почему этот бренд появился. Поэтому я думаю, что "диких" очередей не стоит ждать. Но в любом случае своего потребителя они в Казахстане найдут, если ценовая политика будет ну хотя бы сопоставима с конкурентами".Арман Бейсембаев
Тем не менее, по мнению экономиста, компании придется постараться, чтобы раскрутить свой бренд в Казахстане, как когда-то это сделал McDonald’s.
Предыстория закрытия McDonald’s началась 18 ноября 2022 года. Тогда стало известно, что McDonald’s в Казахстане (ТОО "Food Solutions KZ") временно приостанавливает работу всех своих ресторанов из-за ограничений в местных поставках.
12 декабря компания обратилась к казахстанскому бизнес-сообществу с предложением по развитию местных поставщиков на фоне текущей геополитической ситуации. Но, несмотря на все переговоры, 5 января 2023 года появилось официальное сообщение о прекращении работы McDonald’s в Казахстане из-за ограничений в поставках.
Спустя менее двух недель российская сеть ресторанов быстрого питания "Вкусно – и точка" подала заявку на регистрацию товарного знака в Казахстане. Позднее компания объяснила, что заявка подавалась для защиты бренда, чтобы им не воспользовались другие предприниматели или мошенники. От дополнительных комментариев пока воздерживаются, как и о том, планирует ли сеть в ближайшее время выйти на казахстанский рынок.