Участники проходящего в Алматы IX Евразийского антимонопольного форума задались вопросом расширения вовлеченности государства в бизнесе. В частности, речь идет о страховом секторе, где планируется создание некоего госфонда страхования. Об этом говорилось на первой сессии форума, посвященной теме "Актуальные проблемы развития конкуренции в странах Евразийского региона. Роль участия государства в экономике".
Что делает государство на конкурентном рынке?
Вице-президент АО "Центр защиты конкуренции" Елена Добриян, обращаясь к председателю Агентства по защите и развитию конкуренции РК (АЗРК) заметила, что в НПП РК поступило обращение Ассоциации финансистов об инициативе Министерства труда и социальной защиты населения РК о централизации страхового рынка в госфонд соцстрахования. По мнению спикера, это приведет к сокращению частного бизнеса.
"Оператору будут передаваться данные функции. Как вы считаете, монополизация данных рынков – это шаг назад?", – задалась вопросом Елена Добриян.
В ответ на вопрос участницы форума глава АЗРК Марат Омаров отметил, что "вопрос об определении доли даже не должен ставиться, участие государства не должно быть на данном рынке, поскольку это противоречит ст. 192 Предпринимательского кодекса РК "Основания участия государства в предпринимательской деятельности", где четко усматривается необходимость ликвидации таких компаний".
"Вопрос поднимается в части того, что Министерство труда и социальной защиты населения, имеющее соответствующие подведомственные организации, планирует осуществлять деятельность на конкурентном страховом рынке", – отметил председатель АЗРК.
Он также добавил, что у министерства "есть определенные планы по расширению этой организации, и еще раз подчеркнул, что согласно позиции его ведомства на конкурентном рынке государству делать нечего.
Фундаментальный вопрос или возврат к Госстраху
В свою очередь глава
ОЮЛ "Ассоциация страховщиков Казахстана" Виталий Веревкин на онлайн
пресс-конференции, состоявшейся по окончании форума, отметил, что с появлением
единого оператора фактически возникает монополизация огромных средств
страхового рынка. Что собственно противоречит и ст. 192 Предпринимательского
кодекса, Гражданскому кодексу РК, наконец, задачам поставленным президентом Токаевым
создавать поддержку и преференции для бизнеса.
По словам главы Ассоциации страховщиков, вопрос передачи функций по страхованию ответственности работодателя, создание некоего единого оператора и возврат к советской системе по обеспечению социальной ответственности перед пострадавшими работниками является фундаментальным вопросом для всего рынка.
"Нужно понимать две вещи: создание единого оператора или создание единого института по обеспечению этого класса страхования, это какой-то возврат на 20-30 лет назад, когда была единая советская социальная система, которая ровняла всех под одну гребенку. Второй момент заключается в том, что на ровном месте этот оператор не образуется", – говорит Виталий Веревкин.
Сначала, отмечает эксперт, данный класс назывался обязательное страхование ответственности работодателя, и система была призвана защищать интересы пострадавших работников. Для того, чтобы была обеспечена имущественная ответственность страховых организаций, чтобы была обеспечена финансовая устойчивость, для того чтобы страховые компании могли отвечать по своим обязательствам и была создана эта система.
"Создавая эти системы, государство не просто создавало систему защиты, но еще и конкурентную среду для того, чтобы тот или иной работодатель, тот или иной работник мог выбрать для себя ту или иную страховую компанию с различными условиями: кто-то предлагает лучшие условия, кто-то предлагает худшие условия. Так или иначе, рынок работает", – говорит Виталий Веревкин.
По его словам, рынок с большим опасением воспринял эту новость, потому что деньги, которые собирали страховщики, аккумулировали их, приумножали, инвестируя в ценные бумаги, отдавать единому оператору не совсем верно.
"В связи с появлением на рынке единого оператора страховой рынок должен будет передать обязательства вместе с обязательством премии. И мы боимся этих условий, потому что подозреваем, что акционеры действующих страховых компаний будут просто изымать свои деньги и платить. На самом деле это вмешательство в бизнес. Это нарушение фундаментальных законодательных условий", – говорит Виталий Веревкин.
Участники страхового рынка предполагают, что создание единого оператора обойдется примерно в 100 млрд тенге. Деньги немалые и вопросы о том – откуда будут взяты эти средства и как они будут распределяться, пока остаются без ответа. Пока же казахстанские страховщики опасаются повторения истории с ЕНПФ.
"Давайте приведем параллельный пример с Единым накопительным пенсионным фондом. Были пенсионные фонды, был надзор. Они, к слову, достаточно успешно работали. Но потом у нас создали ЕНПФ. Что в итоге получилось? Он остался, а мы опять пришли к идее отдавать часть пенсионных накоплений в частное управление. И здесь, на страховом рынке, мне кажется, может произойти примерно все то же самое", – резюмирует Виталий Веревкин.
В заключение напомним,
что идея министерства, которая кардинально может изменить всю страховую систему
в стране, родилась не на пустом месте.
Еще в ноябре 2022 года казахстанские СМИ писали о том, что участникам страхового рынка попала в руки презентация "Предложения по улучшению охраны труда через призму совершенствования системы ОСНС". В данной презентации, разработанной Республиканским научно-исследовательским институтом по охране труда, проблему травматизма на предприятиях предлагалось решить за счет перехода к модели единого оператора, которым выступит Государственный фонд социального страхования (ГФСС).
Однако опыт ЕНПФ, фактически уничтоживший конкуренцию на рынке и тем самым и частные пенсионные фонды, наглядно показывает, что такой подход вмешательства государства в частный бизнес не самое лучшее решение.