Комплексные исследования автомобильного рынка Республики Казахстан, проведенные по инициативе компании Freedom Finance Global, показывают, что автомобили японского производства на сегодняшний день прочно удерживают пальму первенства. Здесь стоит отметить, что в процессе анализа авторынка было опрошено более 1020 казахстанцев старше 18 лет из всех регионов страны. Все эти люди имеют опыт управления автомобилем и принимали решение при его покупке. Аналитики Freedom Finance Global отмечают, что данная выборочная совокупность является репрезентативной и позволяет делать релевантные выводы об особенностях поведения обозначенной целевой аудитории. Ошибка выборки (доверительный интервал) в данном случае не превышает 3,07%.
Топ–5 популярных марок автомобилей
Как показали исследования, в топ–5 популярных марок автомобилей у казахстанцев входят Toyota (13,8%), ВАЗ ЛАДА (11,4%), Volkswagen (8,8%) и корейские автобренды KIA (7,8%) и Hyundai (7,1%).
30,1% опрошенных отдают предпочтение при планировании покупки нового авто маркам японских производителей. Toyota чаще всего предпочитают жители городов. На ее долю приходится практически каждый седьмой автомобиль в городской местности (15,1%). В Алматы этот показатель и вовсе равен 27% против 13,6% у астанчан и 6,3% – у жителей Шымкента. В селах же доля этого автобренда составляет лишь 2,9%.
Наиболее популярная марка авто среди жителей столицы – Hyundai. Маркой ВАЗ ЛАДА, наоборот, чаще всего владеют жители сельской местности (21% против 10,3% у горожан). Она также самая популярная у возрастной категории 55 лет и старше (18,1% против 11,4% в среднем у остальных). Среди мужчин данный автомобиль предпочитают 12,9% респондентов, среди женщин – 9,1%.
В число предпочтительных стран–производителей входят также Германия (17,2%), Корея (15,6%) и Китай (13,1%). Количество затруднившихся ответить (13,4%) напрямую указывает на то, что существует довольно большая доля потенциальных покупателей, выбор которых еще полностью не сформирован.
"Для казахстанского потребителя характерно иметь консервативные взгляды на авто, ценить практичность и утилитарность в некотором роде. Поэтому для тех, кто на текущий момент имеет автомобиль, важны такие параметры, как: долговечность двигателя, ходовой части и АКПП. Помимо этого, автомобиль часто использовался не только как средство передвижения, но и как объект инвестиций. Ранее мы уже наблюдали рост цен на авто после 2020 года, и здесь одним из лидеров была Toyota", – отметил Ансар Абуев, аналитик Freedom Finance Global.
Что касается ВАЗ, то, по его словам, в данном случае отмечается общая доступность моделей и уже знакомые технологии, которые дают высокую ремонтопригодность авто. А вот автомобили Hyundai, как отмечает аналитик, в последние годы стал "народной" маркой из–за хорошего соотношения качества и цен, возможности покупки через льготное автокредитование ввиду местного производства и высокой ликвидности.
Фото: Freedom Finance Global
Социально–демографический портрет автовладельцев
Превалирующая часть опрошенных проживает в городской местности (89,7%), в сельской местности – 10,3%. Соотношение мужчин и женщин следующее: 60% мужчин, 40% женщин.
В зависимости от возраста респонденты распределились в следующих пропорциях: 35–50 лет – 63,6%, 24–34 года – 23%, старше 55 лет – 10,3%, и самая немногочисленная возрастная категория – молодежь от 18 до 24 лет – 3,1%.
При этом 76,7% опрошенных женаты или замужем и проживают в семьях, состоящих в среднем из четырех человек.
Уровень дохода респондентов следующий: 1,5% опрошенных заявили, что им не хватает денег даже на продукты; у 6,9% денег хватает только на продукты; у 31,3% денег хватает и на продукты, и на одежду. Наибольшее число респондентов (50,5%) отметили, что могут приобретать вещи длительного пользования. И лишь 6,7% из числа опрошенных могут себе позволить приобретать дорогие вещи.
Сколько автомобилей могут позволить себе казахстанцы?
Подавляющее большинство участников опроса имеют в собственности семьи один (82,9%) или два автомобиля (15,8%). Тремя и более легковыми машинами владеют лишь 1,4% опрошенных.
В разрезе по возрастам реже всего владеет только одним авто самая молодая возрастная группа: 18 лет – 24 года (65,6%). При этом именно она в сравнении с представителями других возрастных групп имеет самый высокий процент владения тремя и более автомобилями (9,4%).
Владельцами одного автомобиля преимущественно являются жители Алматы (86,5% против 75% в Шымкенте и 72,8% – в Астане).
В разрезе по половой принадлежности одним авто владеют 85,3% опрошенных мужчин и 79,2% женщин. Два автомобиля чаще всего встречаются в собственности у жителей столицы и Шымкента (24,7% и 25%, соответственно).
Самая высокодоходная категория автовладельцев (те, кто может позволить себе без труда купить достаточно дорогостоящие вещи, такие как автомобиль, квартиру, дачу и многое другое) в 27,9% владеет двумя машинами.
Возрастная структура парка легковых автомобилей в Казахстане свидетельствует о превалировании устаревшего транспорта. Так, доля автомобилей старше 20 лет составила 35,6%, от 10 до 20 лет – 26,4%, от 7 до 10 лет – 16,8%. Почти половина "легковушек" в возрасте более 20 лет приходится на сельскую местность (49,5% против 34% – в городах), а также на респондентов с низким (44,3%) и средним (44,4%) доходом.
Как казахстанцы приобретают автомобили
Респонденты (58,9%) сообщили, что приобрели автомобили в период с 2016 по 2022 год, при этом чаще всего они брали подержанные авто – 73,6% против 26,4% новых авто.
Каждый четвертый участник опроса купил автомобиль в специализированных официальных дилерских центрах (24,8%) или на рынке вторичных автомобилей по месту жительства (23%). Реже всего казахстанцы приобретают машины в частных шоурумах автомобилей с пробегом (1,4%), отделах Trade–in официальных дилеров (2,1%) и у частных компаний, которые доставляют автомобили из другой страны (3,7%).
Автокредитование
Большинство автовладельцев (67,8%) приобрели машину, оплатив сразу всю стоимость покупки. Услугами кредитования воспользовались лишь 29,7% опрошенных.
По словам аналитиков, основными факторами, влияющими на способ покупки авто, являются возраст и доход опрошенных. Так, чем старше респондент или чем выше у него доход, тем чаще он покупает автомобиль за полную стоимость. При этом чем моложе опрошенный или чем ниже у него доход, тем чаще пользуется кредитом.
Среди тех, кто приобретал автомобиль в кредит, большинство (26,7%) предпочли воспользоваться услугой – без первоначального взноса. У трети опрошенных взнос составлял до 20% от стоимости автомобиля. Каждый десятый покупатель авто в кредит внес больше половины суммы в качестве первоначального взноса. Причем мужчин среди них было значительно больше, чем женщин (14,6% против 6,1%).
Две трети опрошенных оформляли кредит на покупку авто по процентной ставке от 11 до 20% (39,7%) и от 21 до 30% (26,7%). При этом большая часть респондентов оформляла кредит для покупки автомобиля сроком от трех до пяти лет (37%). Интересно, что чаще всего такой срок кредитования встречается среди русскоязычных респондентов (38,8% против 20% у казахоязычных), а также тех, кто имеет детей (41,5% против 28,2% у бездетных).
Чуть менее трети опрошенных брали кредит на срок от одного года до трех лет (31,4%), а почти каждый четвертый – от пяти до семи лет (23,8%). Меньше всего респонденты оформляли заем на минимальный срок до одного года (5,6%).
Более половины заемщиков погасили автокредиты досрочно или в срок (54,2%). Выполнили свои обязательства, но с просрочкой, 2,6% респондентов. Чуть более трети заемщиков, которые все еще платят за кредит, планируют закрыть его в срок (34,6%). 16,2% автовладельцев настроены оптимистично и надеются погасить его досрочно.
47,7% респондентов, имеющих автокредит, испытывают трудности с его погашением. Среди них 24,6% опрошенных приходится экономить, а 15,4% – больше работать и подрабатывать. Не могут выплачивать вовремя 5,4% автовладельцев.
Trade–in не популярен
Подавляющее большинство участников опроса не пользовались услугой Trade–in при покупке автомобиля (79,8%). Каждому десятому опрошенному данная услуга не требовалась, поскольку это был первый автомобиль респондента (10,8%).
Воспользовались Trade–in всего 7,6% автовладельцев.
Среди тех, кто воспользовался старым автомобилем при приобретении нового в сравнении со средним по массиву данных, было значимо больше респондентов в возрасте от 18 до 24 лет (59,4% против 79,8%), от 25 до 34 лет (72,8% против 79,8%) и жителей города Алматы (71,6% против 81,5%).
24,3% опрошенных не выбрали Trade–in, поскольку самостоятельно смогли продать свой автомобиль дороже, причем такие значимо чаще встречались среди городского населения (25,4% против 14,9% у сельчан).
Ничего не знали о такой услуге или владели недостаточной информацией 17,7% опрошенных. Не получили услугу от дилеров, у которых планировали приобрести автомобиль, еще 4,3% опрошенных.
Динамика продаж
Продажи новых легковых автомобилей в Казахстане в январе–августе 2023 года составили 120,3 тыс. единиц. Это больше на 60,5% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Кроме того, за первые восемь месяцев 2023 года продажи новых машин в стране практически достигли показателя за весь 2022 год и превысили продажи в 2021 и 2020 годах.
Продажи 2022 года оказались на 5% выше, чем в 2021 году, и на 48% выше "пандемийного" 2020 года – тогда число проданных автомобилей составило около 84 тыс.
В 2023 году при сохранении темпов роста периода января–августа прогнозируемый показатель составил почти 200 тыс. единиц.
В разбивке автопроизводителей два безоговорочных лидера – это Hyundai и Chevrolet, на долю которых приходится 26% и 24% всех продаж автомобилей, соответственно. В пятерку также входят Kia с 14%, Chery с 6% и Toyota с 5%. Остальные бренды занимают не более трех процентов рынка.
Фото: Freedom Finance Global
Показатель японской Toyota снижается. Как предполагают аналитики, это можно связать с уменьшением модельного ряда в связи с прекращением производства автомобилей этого бренда в России и усложнением логистики.
Старых авто больше
Согласно исследованиям, наиболее значительная возрастная категория – это автомобили старше 20 лет. Таких машин в стране 2,08 млн, или 47%. Вторая по величине категория – это авто в возрасте от 10 до 20 лет – их еще 1,04 млн, или 23%. Автомобилей в возрасте от 7 до 10 лет в Казахстане около 611 тыс., или 14%. Машин в возрасте от 3 до 7 лет – 460 тыс., или 10%. Новых автомобилей, не старше трех лет, – всего 272 тыс., или 6%.
Больше всего доля новых машин (возрастом до трех лет) в Атырауской области (12,3%) и Астане (10,8%). Меньше всего таких автомобилей в Жамбылской (2,6%) и Жетысуской (2,9%) областях.
Согласно данным Бюро нацстатистики РК, за первые 9 месяцев 2023 года в Казахстане был зарегистрирован 1 386 321 легковой автомобиль. В лидерах по количеству регистраций Алматинский регион. В Алматы их число составило 157 520 авто, а в Алматинской области – 122 946. При этом автомобили старше 20 лет в 2023 году регистрировали в 33,8% случаев, что ниже, чем общий показатель таких машин по стране (47%).
Фото: Freedom Finance Global
По мнению аналитиков, это может говорить о том, что в 2023 году имеется тенденция ухода от самых старых машин (старше 20 лет) к чуть более молодому уровню (10–20 лет). Впрочем, доля новых авто хоть и подросла, но незначительно.
Что показывает статистика
По данным Бюро национальной статистики, из 5,09 млн автотранспортных средств, зарегистрированных в Казахстане, 88%, или 4,47 млн, приходится на легковые автомобили, 10% – на грузовые автомобили (507,5 тыс.), 2% – на автобусы (105,5 тыс.). По сравнению c аналогичным периодом 2022 года число легковых автомобилей в Казахстане выросло на 16,5%. Причем наибольший рост (на 41,4%) зафиксирован в Туркестанской области.
Примечательным моментом является то, что за последние 9 месяцев 2023 год рост свыше 20% по количеству автомобилей проявляется именно в пограничных с РФ областях – Актюбинской (на 34,8%) и Западно–Казахстанской (на 30,5%).
Согласно анализу рынка, полноценный подъем отрасли начался лишь в 2022 году. Тогда рост составил 2,9%. За последние 10 лет лучший результат, близкий к этому, был только в 2014 году, когда авторынок легковых автомобилей вырос на 8,7%. Здесь стоит учитывать обвал рынка нефти, который был с конца 2014 по 2016 год.
Фото: Freedom Finance Global
По данным статистики, на сентябрь 2023 года обеспеченность населения легковыми автомобилями в личной собственности составила 22,5 автомобиля на 100 человек. Для сравнения: в США показатель составляет 90,8 авто (2023 год), в Европе – 57 авто (2021), а в соседней России – 39,5 авто (2022). Близкие к Казахстану показатели имеют Гватемала – 23,7 (2020), Гондурас – 22 (2020 год) и Китай – 22,1 (2022).
Подводя итог, аналитики отмечают, что 2023 год можно назвать переломным в современной истории автомобильного рынка Казахстана. Не только из–за резкого роста количества машин в стране, но и ввиду того, что казахстанцы стали более открытыми к новому.