Во Франции не прекращаются поиски потерянного оригинала Пикассо

За минувшие годы стоимость рисунка мастера многократно возросла.
Несмотря на безрезультатные поиски на протяжении десятилетий, французские искусствоведы все еще не утратили надежды найти графический портрет Сталина, выполненный Пабло Пикассо в 1953 году, пишет ТАСС.

За минувшие годы стоимость рисунка мастера многократно возросла, и теперь эксперты оценивают его в семизначные суммы - от одного до полутора миллионов евро.

Оригинал портрета в настоящее время числится пропавшим. По словам ведущего обозревателя газеты Le Figaro ("Фигаро") по проблемам искусства Эрика Бьетри-Ривьера, Пикассо стал работать над ним 6 марта 1953 года, получив на следующий день после смерти Сталина телеграмму Луи Арагона. "Мы готовим номер к печати и очень нуждаемся в твоей работе", - просил друга поэт, возглавлявший в то время еженедельник компартии Lettres franaises ("Леттр франсез") .

Набросок угольным карандашом был сделан почти мгновенно. Портрет был с благодарностью встречен в редакции, поместившей рисунок крупнейшего художника современности на первой странице. Но в рядах компартии он вызвал смятение и протесты, свидетельствует искусствовед.
Дело в том, что Пикассо и на этот раз остался верен собственной манере: в его трактовке образа не было никаких намеков на величие. Непарадный стиль разочаровал активистов и рассердил теоретиков компартии, рассчитывавших увидеть канонический потрет на фоне серпа и молота.

Бывший в те годы лидером Французской коммунистической партии (ФКП) Морис Торез, благоволивший к мастеру, находился в это время на лечении в СССР, и партией руководил один из его заместителей Огюст Лекер. Сторонник жесткого курса, он потребовал осуждения "профанации".

Даже Арагону пришлось в этих условиях публично отмежеваться от друга. "Можно придумать цветы, мужчин, женщин, - укорял он товарища по партии. - Но Сталина придумать нельзя". Сам мастер избрал линией защиты дипломатию. "Я принес цветы, но мой букет не понравился, - философски заметил Пикассо. - В семьях так часто бывает".
Редакция "Леттр франсез" уже давно покинула дом на улице Лувра. С тех пор там сменяли друг друга журналисты других изданий - Paris Jour ("Пари-Жур"), L'Aurore ("Орор") и Le Figaro ("Фигаро"). И с каждым переселением из дома вывозились архивы. Ныне это резиденция банка.

Во время многочисленых переселений он вполне мог пропасть. Но, по версии Пьера Декса, работавшего в "Леттр франсез" в 50-е годы, мастер забрал оригинал из редакции сразу после публикации. "Пабло показывал мне этот рисунок во время нашей последней встречи в октябре 1972 года, - вспоминал ветеран журналистики. - Помню, что он положил его затем в какую-то книгу".

В семье все эти годы искали пропавшую работу. "И каждый раз - безуспешно", - признает сын художника и распорядитель его наследия Клод Пикассо. Но исследователи не расстаются с надеждой.

"Сегодня этот набросок Пикассо стоил бы от 1 до 1,5 млн евро. А, может быть, даже больше", - считает шеф отдела современного искусства аукционного дома Sotheby's /"Сотбис"/ Тома Бомпар.

Скончавшийся в апреле 1973 года на 92 году жизни, Пабло Пикассо признан самым дорогим художником в мире. Общая стоимость созданных им произведений оценивается ныне в 10 млрд евро.

Фото Архив AP Photo
Автор Дмитрий Горохов 
Следите за новостями zakon.kz в: