Глава Ассоциации анимационного кино Казахстана Гали Мырзашев работает над полнометражным мультфильмом "Шелковый путь". Идея рассказать об этой великой дороге древности на языке, доступном детям, пришлась по душе в России и Китае, пишет газета "Экспресс К".
Они готовы финансово поддержать этот проект и выпустить его в свой прокат. По мнению Мырзашева, наши соседи понимают и коммерческую, и социальную значимость подобных "мультяшек". Не уразумеют этого лишь в Казахстане…
– Главный герой этого анимационного фильма – это ханский сын Алтай, – рассказывает Гали Мырзашев. – В детстве он был украден и взят на воспитание китайским торговцем. Еще один персонаж – девушка Жибек, которую в степи подобрал караван. Так она познакомилась с Алтаем. Кроме того, в мультфильме задействован исторический персонаж Марко Поло. Китай с Россией планируют продажу этого анимационного фильма в своих странах. В отличие от нас там понимают, что анимация – это хороший бизнес. Например, российская киностудия "Мельница" своими мультфильмами уже теснит "Дисней". Просто у нас нет своего Сельянова (основатель студии "Мельница". – Авт.), который уважал бы маленьких казахстанцев и нашу культуру. Мы надеемся, что найдутся бизнесмены, которые позаботятся о нашей анимации – связующем звене между поколениями.
– Несколько лет назад вы выступили с предложением создать студию "Казахмульт-фильм". Но вас тогда не поддержали...
– В 2009 году российские аниматоры обратились к властям с подобным предложением, и теперь все частные киностудии России объединяет "Союзмультфильм". Сейчас тамошняя анимация развивается семимильными шагами. Еще несколько лет назад президент Нурсултан Назарбаев говорил, что надо поднимать отечественную мультипликацию. Я убежден, что анимацию надо отдать в руки специалистов – таких, как мы. А сейчас она находится в положении юноши, которого никак не могут женить. Он должен обрести свой шанырак и только потом сможет развиваться дальше. Для сравнения: наша страна с горем пополам производит 50–60 минут анимации в год, а лишь одна периферийная студия в Китае делает 200 минут мультфильмов.
– Куда деваются наши 50–60 минут в год и кто их зритель?
– В том-то и дело, что нет никакой заинтересованности. Нам, специалистам, анимация не принадлежит. Если все наши работы забирают "Казахфильм" и Министерство культуры, мы оказываемся в роли суррогатной матери. Куда потом деваются мультфильмы, мы не знаем. Их бессистемно показывают по каким-то телеканалам. И все. А вот если бы анимация принадлежала специалистам, если бы была система, то мы смогли бы продвигать наши мультфильмы. На международные фестивали, например.
– То есть "Казахфильм" не заинтересован в продвижении анимации?
– Не то чтобы не заинтересован, просто анимация для "Казахфильма" – это пасынок. Поймите, нужны хорошие и жесткие реформы. Должна быть заинтересованность власти. Либо свои Сельяновы. Ведь анимация очень сильно влияет на умы юного поколения.
Татьяна КУАН, Алматы
Фото: old.express-k.kz