За годы работы в кино Эльдар Александрович дал путевку в жизнь не одной актрисе. Именно благодаря ему проснулась знаменитой Людмила Гурченко. Работа в "Карнавальной ночи" стала для 20-летней актрисы лишь второй в кино, но Леночка Крылова в ее исполнении полюбилась зрителям сразу же, она стала всесоюзной любимицей. "Вокзал для двоих" только упрочил эту славу, и Гурченко навсегда осталась кумиром поколения.
Похожая история произошла в жизни Олега Басилашвили. Он снимался и до того, как попал на площадку к Рязанову, но именно Юра Самохвалов из "Служебного романа", Платон Рябинин из "Вокзала для двоих" и граф Мерзляев из фильма "О бедном гусаре замолвите слово" принесли Басилашвили славу всенародно любимого актера.
Зажег Рязанов звезду и актрисы Ларисы Голубкиной – роль кавалерист-девицы в "Гусарской балладе" стала для нее дебютом в кино, весьма удачным, но так и оставшимся самым значительным амплуа Голубкиной в кино. Такая же судьба сложилась и у актрисы Ларисы Гузеевой. Она проснулась знаменитой сразу после дебюта – роли Ларисы Огудаловой в "Жестоком романсе". И хотя критики весьма прохладно отозвались о работе Гузеевой в экранизации "Бесприданницы", ни одна из 60 работ актрисы больше не получила такой известности.
Актер Юрий Яковлев пришел к Рязанову уже звездой – его с большим трудом уговорили сниматься в "Гусарской балладе", но в памяти многих зрителей он еще долго был поручиком Ржевским. Впрочем, в 1975 году, с выходом рязановского фильма "Ирония судьбы, или С легким паром!" его вытеснило другое амплуа Яковлева – жениха Нади Ипполита. И хотя эту свою роль Яковлев не очень любил, в умах миллионов россиян он навсегда остался Ипполитом.
Звезда "Служебного романа" Алиса Фрейндлих попала к Рязанову на съемочную площадку далеко не сразу. Она пробовалась на роль кавалерист-девицы Шурочки Азаровой в "Гусарской балладе", играла блестяще, но, по мнению режиссера, была слишком женственна. Роль Алевтины в киноповести "Зигзаг удачи" и вовсе писалась для Фрейндлих, но успешной работе помешала беременность актрисы. Должна была Алиса Бруновна стать и Надей в "Иронии судьбы", но снова помешала судьба. Удачной стала лишь четвертая попытка – экранизация пьесы "Сослуживцы" "Служебный роман", подарившая советскому кино знаменитую Людмилу Прокофьевну. Дальше была Харита Игнатьевна Огудалова в "Жестоком романсе" Рязанова, признанная наиболее успешной ролью Фрейндлих в кино 1980-х.
Подлинно рязановской звездой стала Лия Ахеджакова. К ней признание пришло именно благодаря фильмам кинорежиссера. Верочка в "Служебном романе", Малаева в "Гараже", неподражаемая Лу-Лу в фильме "О бедном гусаре замолвите слово" и подруга Нади Таня в "Иронии судьбы, или С легким паром" – все эти роли сделали из Ахеджаковой одной из легенд советского кино. Другая звезда этих фильмов – актер Андрей Мягков. Он ворвался в мир кино еще в 1965 году, но до сих пор из десятка ролей Мягкова в кино его Женя Лукашин соперничает разве что с его же Новосельцевым.
Впрочем, для того, чтобы перечислить всех тех, кто стал знаменит благодаря Эльдару Рязанову, не хватит пальцев на руках. Он обладал удивительным чутьем на талант и всегда очень четко понимал и чувствовал, какими должны быть его фильмы и кто в них должен играть. И ни разу не прогадал – практически каждая работа Рязанова стала легендой отечественного кино, а сам он – его вечным мэтром.
Фото: Дни.Ру