Отгремели новогодние корпоративы. Посетители кафе и ресторанов вдоволь наплясались под песни Верки Сердючки, «Виа Гры» и «Дискотеки Авария», и теперь владельцам увеселительных заведений нужно перечислить деньги в общества по защите авторских и смежных прав. Предпринимателям напоминают: за музыку нужно платить, передает "Новый вестник".
Накануне Нового года в Караганду приезжали представители обществ по защите авторских и смежных прав. Они напомнили владельцам баров, кафе и ресторанов о том, что за музыку, которая играет в увеселительных заведениях, надо перечислять вознаграждение. Предприниматели должны заключить два договора: один – с обществом по управлению авторскими правами, второй – с обществом по управлению смежными правами. По первому контракту бизнесмены обязаны перечислять деньги авторам музыки и текстов тех песен, которые звучат в их заведениях, а по второму – исполнителям. При этом неважно, выступает ли в заведении певец или идет трансляция музыкальных клипов с экрана телевизора.
- Законодательством определен механизм распределения вознаграждения, – рассказала заместитель директора общества по защите авторских и смежных прав «Аманат» Меруерт Жумагельдинова. – Вознаграждение выплачивается казахстанским исполнителям раз в квартал, а зарубежным правообладателям – раз в год. Это сделано для того, чтобы наши правообладатели были намного защищеннее по сравнению с иностранными. Что уж говорить, сегодня, к сожалению, основная сумма, которую мы собираем, уходит за рубеж по той простой причине, что наши предприниматели больше предпочитают зарубежную музыку, нежели местную.
В Казахстане около десятка обществ, которые собирают вознаграждение для авторов и исполнителей песен. Владельцы увеселительных заведений вправе заключить договоры с любым из них. В каждом обществе установлены свои тарифы. При этом правительство установило минимальные ставки вознаграждения.
- Градация идет по видам пользователей, – объяснил заместитель гендиректора РОО «Авторское общество «Аброй» Искандер Ешмухамедов. – Возьмем для примера общепит и сферу услуг. Для кафе государственная минимальная ставка вознаграждения составляет 1,5 месячных расчетных показателя (3182 тенге). В нашем обществе минимальная ставка составляет от 5 до 10 МРП. Так решили наши правообладатели. Это их бизнес. При этом мы применяем коэффициент численности населения, в зависимости от которого идет понижение ставки. Допустим, для заведений Караганды действует одна ставка вознаграждения, а для Темиртау – другая, ниже, чем в областном центре.
У владельцев кафе и ресторанов часто возникают претензии к тому, что их деньги не доходят до певцов, поэтов и композиторов. Многие убеждены в том, что миллионы тенге оседают в карманах обществ по защите авторских и смежных прав. Поэтому бизнесмены уклоняются от отплаты вознаграждения.
- Чтобы у предпринимателей не возникало сомнений, я скажу, что по закону мы, общества по коллективному управлению, вправе оставлять на свои административные расходы не более 30 процентов от суммы собранного вознаграждения, – сказала Меруерт Жумагельдинова. – Эти деньги идут на зарплату, приобретение канцтоваров, проведение разъяснительных работ и аренду помещения для офиса. Такую норму установили в связи с тем, что в Казахстане были организации, которые на свои расходы оставляли намного больше, вплоть до 80 процентов от вознаграждения.
По официальным данным, в 2011 году «Аманат» выплатил правообладателям 1,4 миллиона тенге, в 2012-м – 3,6 миллиона тенге, в 2013-м – 25 миллионов тенге, в 2014-м – 36 миллионов тенге, а за три квартала 2015 года – уже 52 миллиона тенге. В этом обществе состоят около 400 казахстанских исполнителей, в числе которых группа «Дос Мукасан», Дильназ Ахмадиева, Макпал Исабекова и Алишер Каримов. При этом у наших обществ по управлению имущественными правами нет прямых договоров с российскими и иностранными авторами и исполнителями.
- Несмотря на это, государство позволяет нам, тем обществам, которые прошли аккредитацию, собирать деньги в пользу авторов, с которыми у нас прямых договоров нет, – уточнил Искандер Ешмухамедов. – Мы их правами не управляем, потому что они нам не переданы. У нас нет прямого договора с Элтоном Джоном, с наследниками Майкла Джексона и другими иностранными правообладателями. Однако мы вправе собрать вознаграждение, причитающееся им, оставить себе комиссию.
По закону общества обязаны искать иностранных правообладателей, в какой бы стране они ни находились, и перечислять им вознаграждение. В связи с этим на их сайтах есть разделы поиска правообладателей. К примеру, РОО «Исполнители казахских песен» разыскивают более двух тысяч групп и исполнителей, в числе которых Филипп Киркоров, Григорий Лепс, Наталья Орейро, группы «Ласковый май» и «Scorpions». На фоне этих фамилий и названий смешно выглядит текст с просьбой получить вознаграждение. «Для получения собранных сумм наличными прошу явиться в бухгалтерию общества, – сказано на сайте РОО «Исполнители казахских песен». – При себе необходимо иметь документ удостоверяющий личность».
По закону общества обязаны сохранять на своих счетах деньги, собранные для тех авторов и исполнителей, которых они еще не нашли. А еще они имеют право подавать судебные иски на тех предпринимателей, которые нарушают авторские и смежные права. Один такой показательный процесс проходил в Караганде в 2013 году. Тогда РОО «Исполнители казахских песен» подали иск в экономический суд на кафе «Абажур» из-за песен Григория Лепса. Заведение не платило вознаграждение за то, что крутило произведения этого российского исполнителя. Поэтому общество захотело взыскать с владельца увеселительного заведения 2,2 миллиона тенге. Однако суд оставил иск без рассмотрения, поскольку во время процесса выяснилось, что у РОО «Исполнители казахских песен» отозвано свидетельство об аккредитации. Это значит, что оно не имело права взыскивать вознаграждение.
- Законодатель определил: коли права правообладателя нарушены, то их необходимо защищать, – отметила заместитель директора общества по защите авторских и смежных прав «Аманат» Меруерт Жумагельдинова. – Если предприниматели не соблюдают закон и факт нарушения выявлен, то нарушитель обязан выплатить штраф. Он составляет от 100 до 15 тысяч МРП (212 тысяч до 32 миллионов тенге). Окончательный размер определяет суд. А с 2015 года за нарушение авторских и смежных прав предусмотрена еще и уголовная ответственность – до 5 лет лишения свободы.
Фото: achernishev.ru