В Большом зале театра "Астана Опера" 16 октября прошел первый авторский концерт молодого композитора и пианиста, лауреата многих международных конкурсов, в том числе конкурса им. П.И. Чайковского, 19-летнего докторанта итальянской академии музыки Santa Cecilia di Bergamo Рахата-Би Абдысагина, сообщает Zakon.kz.
На суд слушателей были представлены восемь симфонических произведений. В двух из них, написанных для фортепиано и симфонического оркестра, солировал сам автор.
"Его сравнивают с Моцартом – в нем рано проснулся гений музыки. А мне это сравнение близко тем, что и у Моцарта был рядом отец, который, начиная с пятилетнего возраста музыканта, собирал титулованных ценителей музыки на его концерты. И у Паганини был рядом отец, зверь, конечно – чуть ли не ломал сыну смычком непослушные пальцы и разбивал скрипку, – но был! И вообще, у каждого юного таланта, впоследствии поразившего мир, были рядом близкие по крови, кто позволил этому таланту развиться. Если твоему сыну есть что сказать миру – помоги ему, открой перед ним горизонты! Отец Рахата-Би Абдысагина Толеген Кожамкулов, сам музыкально одаренный, сумел стать сыну и первым учителем, и первым критиком", - написала на странице в Facebook Гульнара Рахметова.
Ключевые слова здесь – юноше с его ранних лет есть что сказать всем.
"Почему, когда в душе поселяется пустота, я включаю его "Вперед к солнечному свету", или "Волю к жизни", или "Казахскую рапсодию" и могу слушать эти вещи в авторском исполнении бесконечно, подавляя в себе желание разрыдаться, чувствуя, как очищаюсь от скверны повседневной жизни с ее примитивными ценностями и глупой суетой. И вглядываясь в полет бледных мальчишеских рук над черно-белыми клавишами. Критерий возраста к таланту неприменим", - продолжила она.
Все прозвучавшие в концерте авангардные произведения для симфонического оркестра, отличаясь жанрово, формально, несут на себе груз глубоких знаний и точных предчувствий молодого человека о мире, жизни и себе. В "Жилище Бога" из какофонии космического хаоса, в полной тьме, рождается тонкая полоска света, на глазах перетекающая по всему спектру – от темно-фиолетового до красно-оранжевого и, наконец, ослепительно-белого. Этот свет структурирует окружающий мир, упорядочивает его. На смену несвязной, расчлененной игре скрипок пробивается сквозь толщу темноты робкий, поначалу плоский голос флейты, а потом и уверенный консонанс виолончелей – приходит гармония и проникает, как вода, в самые потаенные уголки вселенной, а на самом деле – человеческого духа. Потому что жилище Бога – это человек.
"Мы думаем, что Бог смотрит на нас сверху, а он знает нас изнутри", - считает юный Рахат-Би.
"За гранью темноты" – баллада для хора теноров и симфонического оркестра, "Слезы тишины" – концерт для фортепиано и симфонического оркестра ("Тишина – абсолютная, безукоризненная гармония, воплощение всего и ничего"), "Бег Времени" ("Люди говорят, что время проходит. Время говорит, что проходят люди"). Свет, время, абсолютная темнота или абсолютное беззвучие – это все объективные физические категории, далекие от понятного мира привычных ощущений. А композитор продолжает "усугублять", настаивая, что тьма, как и свет, это не хорошо и не плохо, это свойство, состояние, само по себе имеющее право быть, а потому интересное для интерпретаций.
Рахат-Би Абдысагин вновь показал большое искусство, которое универсально, поскольку может говорить с нами и на языке рацио, и на волне эмоций – было бы желание его понять. Судя по всему, он преподнесет нам и не такие сюрпризы. Как сказал, предваряя концерт, гость из России, композитор и профессор Московской консерватории им. Чайковского Юрий Каспаров: "Страшно даже подумать, что Рахат-Би подарит нам лет через десять".