Их знают и уважают во всем мире. Крупнейшие киностудии и телеканалы – Disney, НВО, Netflix, знают, что каскадерская группа Nomad Stunts качественно сделает свою работу в кадре для их проектов на радость зрителям. Действительно ли кочевые корни помогают казахстанцам в постановке конных трюков для кино, сколько времени и как готовятся каскадеры к съемкам и какими качествами должен обладать хороший исполнитель боевых сцен, рассказал основатель и руководитель Nomad Stunts, постановщик трюков, каскадер Жайдарбек Кунгужинов в интервью Zakon.kz.
– Сколько человек сейчас в вашей команде? Над какими проектами вы работаете?
– В группе Nomad Stunts 86 человек, несколько лет назад было чуть больше 60. В этом году к нам пришло много иностранцев, – мы готовимся к открытию филиала в Турции, там уже около 20 каскадеров прошли подготовку. Также в нашей команде каскадеры из Кыргызстана, России, Азербайджана, Канады и Австралии.
Сейчас мы параллельно работаем над несколькими проектами – готовим трюки для английской картины, а также турецких и индийских фильмов. Пока на раннем этапе подготовки мы снимаем превизы – короткие экшн-видео, которые снимаются на основе раскадровок, предоставленных продакшенами. Для индийского фильма тренируем девушек исполнять трюки с выдергиванием на тросах. Задействована достаточно сложная подвесная система, которая требует от каскадеров максимально высокой концентрации. Наверняка вы видели трюки, когда всадник на полном скаку лошади вылетает из седла. Его как раз "выдергивают" на специальном тросе.
– Приходится ли вам придумывать новые трюки для каждого проекта?
– Конечно, для каждого фильма стараемся придумывать что-то принципиально новое, чтобы не повторять ни себя, ни других. К примеру, для российского фильма "Легенда о Коловрате" мы поставили такой трюк – пеший герой сбивает лошадь противника, делает кульбит и затем, перекувыркнувшись, убивает врага. Вначале этот трюк исполнял каскадер-дублер, но потом мы смогли поставить его и с актером. Пока я нигде подобного трюка не видел.
– А своих лошадей, которых тренируете годами, с собой возите?
– На съемки фильма "Мулан" в Новой Зеландии мы тренировали местных лошадей. Нам сложно возить наших лошадей дальше, чем в Россию, как это было, к примеру, для фильма "Тобол". Дело в том, что для дальних поездок нужно проходить карантин, таможню, оформлять большое количество разных документов. Поэтому мы обычно на месте готовим лошадей. Мои ребята полетели в Новую Зеландию заранее, около трех месяцев отбирали и тренировали лошадей, потом уже прилетел я и еще почти три месяца отрабатывал конные трюки для съемок.
– Своим превосходством в джигитовке казахстанские каскадеры обязаны предкам-кочевникам?
– Думаю, да и это огромный наш плюс. Во-первых, надо чувствовать лошадь, а это дано не каждому. Ты можешь обучить лошадь всему, но в итоге, в самый важный момент, она не пойдет на трюк только потому, что ты не чувствуешь ее, ведешь себя неправильно. Наши корни, конечно, помогают. Один пример – на съемки фильма "Мулан" в Новую Зеландию поехали два каскадера из Кыргызстана, которые специализировались больше на акробатике, трикинге, боевых искусствах. За три месяца тренировок они смогли освоить сложнейшие трюки на лошадях – стойки, проскоки, они отлично сделали все элементы. Думаю, это на генном уровне у нас заложено.
– На фильме "Мулан" вам доверили второй юнит. Вы были там практически хозяином и подчинялись только режиссеру-постановщику? Или нет?
– На проект "Мулан" я был приглашен в качестве хорс-тренера и каскадера. Каскадеры Nomad Stunts участвовали в фехтовании и драках, выполняли трюки на лошадях. Вообще на проекте работала международная команда из 150 человек. Мы все работали на втором юните, моим руководителем был хорс-мастер Уэйн Маккормак. В определенный момент он доверил мне площадку, сказал, что полностью мне доверяет, и я уже стал напрямую работать с режиссером второго юнита.
– Поступали ли предложения из Голливуда о том, чтобы перебазироваться туда?
– В самом начале, когда я ездил в Америку тренироваться и смотреть, как работают американские каскадеры, мне предлагали остаться. В 2013-м году, после того как меня наградили "Спортивным Оскаром" (награда за популяризацию спорта в кино, присуждаемая Международной академией боевых искусств, США) снова были предложения. Но я никогда не рассматривал этот вариант. Nomad Stunts занимается своим делом в Казахстане, для нас важно работать для казахстанских проектов и развивать наше отечетсвенное кино.
– В проектах каких стран вам интереснее всего работать? Голливуд, Азия или СНГ?
– Голливуд – это, конечно, отдельный мир, там все четко, слажено, системно. Работать гораздо проще – нет никаких вопросов и проблем с финансами, с графиком, с подготовкой и отношением к работе. Но в творческом плане интереснее работать дома, в Казахстане, а также в России и Болливуде, – нам всегда дают сделать что-то новое – то, чего нельзя делать в Голливуде, так как там следуют установленному плану. К примеру, на съемках российского фильма "Тобол" режиссер Игорь Зайцев полностью доверил мне второй юнит как экшн-режиссеру. Это была огромная ответственность, но и удовольствие от работы я тоже получил колоссальное. В Индии сложнее выстроить процесс, там часто все меняется, но тоже есть достаточно большая свобода действий.
– Часто ли приходилось учиться у зарубежных коллег-каскадеров? И просят ли каскадеры других стран мастер-классы у Nomad Stunts сейчас?
– Иностранные каскадеры в основном узкопрофильные, они приезжают к нам, чтобы тренироваться, освоить новые навыки. До конца этого года мы подготовим 5 каскадеров из Азербайджана, они умеют ставить боевые сцены, но горение не делают, на работают на тросах и под водой, с конными трюками есть проблемы определенные. В Азербайджане сейчас образовался своего рода разрыв поколений – старые каскадеры ушли, молодые парни в основном узкой специализации, поэтому они приезжают к нам и с нашими каскадерами тренируются. Конечно, мы берем от них определенные вещи, это тоже очень важно в нашем деле – постоянно учиться, смотреть, кто, что и как делает, делать выводы, переносить это в свою работу.
– За что ценят казахстанских каскадеров? Какие трюки умеют делать только казахстанские каскадеры?
– Хороших каскадеров много везде. Кто-то в мире некоторые вещи делает лучше, чем мы. Но нас ценят за универсальность. Мы хорошо работаем на лошадях, многие ребята прошли цирковую школу, поэтому сильны в акробатике. Просто скакать на лошади или падать с нее – это одно, но балансировать, стоя на скачущей лошади, пролезать под ней, прыгать с лошади на лошадь на ходу может не каждый. Помимо трюков на лошадях, мы делаем трюки с горением, деремся, падаем, фехтуем, стреляем, работаем под водой. Этому мы научились в тот период, когда у нас не было работы, конные трюки были не востребованы, мы нигде не снимались и только тренировались. Продакшены сейчас часто приглашают наших каскадеров, потому что мы можем справиться со всеми задачами, которые перед нами ставят.
– Сколько времени уходит на подготовку одного трюка?
– Все по-разному. На то, чтобы уметь правильно драться в кадре, достаточно в течение полугода отрабатывать реакции, давать физические нагрузки и разучивать приемы. Для того чтобы тренировать лошадей, нужно учиться три-четыре года. Многое зависит от сложности трюка. Трюки с лошадьми отрабатываются по два-три месяца, но бывает, когда попадаются талантливые лошади, им хватает и трех недель.
– С чего все начиналось? Когда вы сами поняли, что станете каскадером?
– В советское время я работал вместе со старшими братьями в Московском цирке. После распада СССР начал работать уже в Алма-Ате в Казахском государственном цирке. В то время в Казахстане время от времени проводились съемки с участием большой группы кыргызских каскадеров, соответственно, им нужен был иногда местный всадник или дублер. Меня приглашали на съемки, мне нравилось выполнять трюки, и я стал вникать в процесс. Но мне с самого начала не понравилось, как была поставлена работа, каким было отношение к каскадерам. Иногда мы ночевали в юртах, в каких-то бараках – где придется. В общем, не было четкой отлаженной системы. Со временем, когда как артист цирка я завоевал все награды на цирковых фестивалях, я понял, что хочу двигаться дальше и создал свою каскадерскую группу Nomad Stunts.
– Как часто на съемках бывали опасные ситуации? Какие профессиональные травмы за все время работы получили вы?
– Травм хватило. Ломал два раза руки, ноги, ребра, спину, были сотрясения в Ирландии, когда с кареты падал. Без этого никак. Но это моя работа и я сам выбрал такую жизнь, – я получаю удовольствия от того, чем занимаюсь.
– С кем из мировых знаменитостей вам удавалось поработать за свою карьеру, и с кем наиболее комфортно было работать?
– Брюс Уиллис, Таданобу Асано, Ким Стэнфорд, кстати, мы с ним дрались, он меня закидывал под карету, Эд Харрис, Колин Фаррел. В принципе, все знаменитые голливудские актеры простые в жизни, хотя они звезды мировой величины. Приятно с ними работать, возможно, иногда они ведут себя отстраненно, но очень редко как-то пытаются показать свое превосходство. И все они большие профессионалы, всегда в хорошей форме и отлично подготовлены к съемкам.
– Часто ли наши актеры приходят на боевые сцены неподготовленными? Помогаете ли им быстрее подготовиться? Или они должны сами это делать?
– Перед началом съемок актерам приходится соблюдать диету, держать себя в определенной форме. Раньше мы не могли тщательно готовить актеров. Они находились в городе, да, соблюдали диету, готовились, но если в выходные они шли на той, то все недельные труды шли насмарку, и приходилось все начинать заново. Сейчас мы стараемся размещать актеров здесь, на нашей тренировочной базе в пригороде Алматы, мы сами следим за их диетой и заодно готовим к съемкам. У нас есть зал для тренировок, также павильоны для отработки трюков с лошадьми и без них. Актеры живут здесь и тренируются, не отвлекаются на какие-то дела, так эффективнее и проще готовиться к съемкам.
– Какими навыками и человеческими качествами должен обладать хороший каскадер?
– Прежде чем стать каскадером, нужно обладать хотя бы минимальными навыками в боевых искусствах – боксе или борьбе, очень важна общая физическая подготовка. Еще один обязательный навык – акробатика. Человек с акробатическим багажом лучше контролирует свое тело, а значит, в будущем сможет правильно падать и делать отыгрыши. И самое главное – человек должен быть психологически устойчивым. Многие уходят именно потому что морально не выдерживают всех нагрузок. Здесь нужна постоянная концентрация, ты должен держать в голове массу деталей. К примеру, нельзя двигаться до последнего момента во время выдергивания, а люди по инерции начинают это делать, это инстинкт, но это очень опасно. Бывает, что человек перенервничал, реакция пошла раньше и это приводит к травмам. В нашей работе доля секунды решает многое и важно всегда помнить об этом.
Альберт Ахметов
Фото Марины Карпыковой и из архива группы Nomad Stunts, видео Zakon.kz.