Солистка ГАТОБ имени Абая Жанель Тукеева с детства росла в атмосфере балета. Когда твои родители – артисты балета, очень сложно ребенку выбрать для себя другую профессию. Тем не менее, девушка ни разу не пожалела о том, что связала свою судьбу с балетом. О том, с какими трудностями приходится сталкиваться артистам балета каждый день, какие есть суеверия и случаются ли экстремальные ситуации во время спектаклей, Жанель Тукеева рассказала в интервью корреспонденту Zakon.kz.
- Что для вас было самым сложным во время учебы?
- Физические нагрузки колоссальные, но это не самое страшное. Тяжело, скорее, морально. Каждый раз ты переступаешь через себя.
Педагог от тебя требует сделать определенное упражнение, движение, или повторить еще раз вариацию, а ты не знаешь, где взять силы, тебе хочется в этот момент просто расплакаться, пожаловаться кому-нибудь, что ты не можешь. Но вместо этого ты через не хочу, через не могу, когда у тебя не сил, делаешь то, что говорит педагог, потому что надо, потому что без этого невозможно стать хорошей балериной. То есть, труднее всего в такие моменты переступить через себя.
- Вы много лет в театре (сколько, кстати?). Изменилось ли каким-то образом ваше отношение к профессии, к театру, к себе за это время?
- В театре работаю с 2006 года. Сначала, как и все выпускники хореографического училища, попала в кордебалет, прошла весь путь до ведущей солистки театра. Изменилось ли мое отношение к профессии или к себе? Я думаю, сейчас я стала более требовательной к себе и к своему исполнению, и особенно к образу, в котором я выхожу на тот или иной спектакль. Мне сейчас хочется более правдиво, естественнее передать тот или иной образ, исполняемый мной, чтобы донести до зрителя саму суть партии, помогая зрителю глубже вникнуть в сюжет, который лежит в основе классического балетного спектакля.
- Какие ваши любимые классические партии? В каком образе вы получаете на сцене максимальное удовольствие? Какой ролью гордитесь?
- На данный момент очень люблю партию Джульетты в балете Прокофьева "Ромео и Джульетта", приятно танцевать "Жизель" в одноименном балете Адана, мне кажется, именно в момент исполнения этих двух партий получаю максимальное удовольствие на сцене. Одна из моих любимых партий – роль Марии в балете "Бахчисарайский фонтан". Эти три героини близки мне по духу. Горжусь ролью Никии из балета "Баядерка" Минкуса. Танцевала премьеру этого спектакля в алматинском театре с моим партнером Азаматом Аскаровым, ощущения были непередаваемыми, спектакль запомнился как для меня как самый мой идеальный спектакль на данный момент.
- Случались ли экстремальные ситуации во время спектаклей?
- Когда танцевала партию Ширин из балета "Легенда о любви" Меликова, после вариации во втором акте у меня "слетела пятка", то есть, я сама, поставив ногу, случайно вылезла из пятки своего пуанта, и соответственно, он у меня начал болтаться на ноге. А у меня после этой вариации дальше сразу же очень длинное адажио, и я не знала в тот момент, как мне быть, что делать. Это еще было в начале моей сценической карьеры. Помню, иду навстречу партнеру Алексею Сафронову (сейчас он – ведущий солист Челябинского театра – Прим.Авт), тихо, шепотом его пытаюсь позвать, сказать о проблеме, но он меня вначале не слышит. Потом реагирует, спрашивает, что случилось, я спросила его, что мне делать. Он ответил: "Ничего страшного, танцуем дальше, я тебе помогу, постараюсь надеть". Я помню себя в этот момент, как мне было страшно, я боялась, смогу ли дотанцевать до конца это сложнейшее адажио, потому что, когда пуанта болтается на ноге, это смерти подобно в балете: ты можешь либо упасть, либо подвернуть ногу. То есть, та ситуация была травмоопасной, не говоря о том, что так танцевать просто не удобно, ощущения сразу другие, поэтому было очень страшно. В итоге во время одной поддержки, когда я складываюсь вперед, как раз к той самой ноге, с которой слетела "туфля", я незаметно для зрителя натянула пятку на место и, в общем, мы благополучно, не заметно для публики, станцевали это Адажио. Это самый экстремальный случай в моей карьере.
- Есть ли у балерин особенное отношение к сцене или это просто рабочее пространство? Соблюдаются какие-нибудь ритуалы, связанные с профессией?
- У каждого свои ритуалы. Мой педагог, народная артистка КазССР Раушан Байсеитова обязательно перед моим спектаклем подходила ко мне, мы с ней вместе шли на сцену, она три раза стучала по сцене, и только после этого шла в зал смотреть мое выступление. Некоторые балерины перед выходом на сцену три раза говорят: "тьфу-тьфу-тьфу". Всякое бывает. Я сама видела, как у нас одна девочка нечаянно уронила свои пуанты, потом сразу их схватила, засунула из себе под мышку и так шла. То есть, некоторые, когда роняют свои туфли, также быстро их хватают и садятся на них. Мне кажется, это все индивидуально, у каждой балерины свои ритуалы, что-то передается от педагога. Но это по желанию, зависит от каждого человека, его личных суеверий.
- Может быть, есть особые рецепты, как побороть страх перед публичными выступлениями и мероприятиями?
- Адреналин перед выходом на сцену всегда повышается, у любого человека. У кого-то больше, у других – меньше. Но стоит тебе выйти на сцену, сделать первый шаг, и ты уже забываешь абсолютно обо всем и просто танцуешь, с головой уходишь в свой образ, свои движения, в свои па и уже ни о чем не думаешь, кроме самого балета. Ты проживаешь на сцене жизнь своего героя, и бояться просто некогда.
- Соблюдаете ли сейчас диету? Как поддерживаете линии тела?
- На самом деле, мне очень повезло с конституцией, я себе никогда ни в чем не отказываю, ем всегда то, что хочу и когда хочу. У меня нет такого, чтобы я сидела на диете или отказывала себе в еде. В этом плане я пошла в свою маму Майру Тукееву, она у меня тоже балерина, заслуженный деятель искусств РК, всю жизнь проработала в ГАТОБ имени Абая. Мой отец – заслуженный артист РК Марат Тукеев, всю жизнь отдал служению нашему театру, сейчас они оба преподают в Казахской национальной академии хореографии, работают со студентами.
- Как вы избегаете конфликтов, находясь постоянно в коллективе? Бывали ли минуты, когда хотелось по-настоящему всё бросить?
- В коллективе конфликтов у меня не возникало. С партнером Азаматом Аскаровым танцуем 10 лет вместе, у нас репетиции всегда проходят весело. Если где-то что-то не получается, мы не дергаем друг друга, не раздражаемся, не ругаемся, а наоборот, над этим смеемся и повторяем еще раз, отрабатываем. Так репетировать, наоборот, приятнее, нежели мы бы дергались бы, фыркали бы друг на друга и портили бы друг другу настроение. Честно говоря, ни разу не хотела все бросить, как вы говорите.
- Что нужно, чтобы добиться успеха в балете?
- Чтобы добиться успеха в балете, нужно быть просто трудолюбивым человеком, здесь ленивым делать нечего. Только потому , что это такой труд через преодоление себя. Неважно, что у тебя вчера прошел спектакль, что, возможно, у тебя что-то болит или бывает, что ты перетрудился сегодня и на следующий день у тебя тяжелые ноги, все застывшее, тело деревянное, несмотря на все эти мелочи, ты все равно заново подходишь к станку и каждый день начинается все сначала: разогрев, класс-тренаж у нас каждый день, ты разогреваешь, разминаешь абсолютно каждую мышцу. Не спеша, через боль, деревянное тяжелое состояние, через не хочу, не могу, каждый день просто идешь к станку работать над собой. То есть, ленивому, слабому духом человеку это вряд ли под силу.
- Насколько важно артисту балета выступать не только в репертуаре театра, но и в гала-концертах?
- Я думаю, артисту балета важно выступать не только в репертуаре, но и в других проектах. Во время таких выступлений в гала-шоу, таких как, например Eurasian Dance festival или Ballet Globe, артисты балета могут увидеть выступления коллег из других стран, премьеров мировых театров. Такие наблюдения оказываются весьма полезными: можно найти для себя какие-то нюансы, на которые раньше не обращала внимания, в первую очередь, это обмен опытом, дополнительный толчок к профессиональному росту каждого артиста. У всех у нас есть свои изюминки, находки, и я для себя частенько на таких гала-концертах подмечаю определенные нюансы, потом все это обдумываю, рассказываю своему педагогу об этом, мы идем в зал, проверяем это на мне. Педагог со стороны подсказывает, подходит ли мне то, что увидела у других, бывает, что тот или иной элемент хорошо смотрится только у того человека, у кого я это подсмотрела. И соответственно, ты находишь то, что подходит только тебе, обогащая свои навыки.
- Мы знаем, что у музыкантов, артистов балета практически не бывает детства- вечные репетиции, занятия. Оглядываясь назад, не жалеете, что выбрали именно балет?
- Я с детства нахожусь в театре, наблюдала за тем, как мои родители трудились в театре, и для меня это было абсолютно нормальной жизнью. Я другой просто не знала. Родители говорили, что это сложная профессия, я уже и сама понимала с детства, что это адский труд. И вначале не хотела посвящать свою жизнь балету. Но оглядываясь назад, я не могу сказать, что жалею о том, что в итоге стала балериной. Наоборот, я рада, даже счастлива, что выбрала эту профессию, несмотря на то, что она очень трудная. Зато у нас есть возможность делать любимое дело, благодаря которому есть возможность ездить по миру, смотреть, изучать культуру других стран, народов, и также благодаря этому развиваться как профессионал и личность.
Фото - Николай Постников, предоставлено Жанель Тукеевой
Альберт Ахметов