Сольный концерт Али Окапова, состоявшийся в субботу в алматинском Дворце Республики, открыл его не только как хорошего эстрадного поп-певца, танцора, композитора и аранжировщика, но и как глубоко мыслящего музыканта. Он искренне открыл душу всем собравшимся во Дворце Республики, К примеру, номера, посвященные памяти Батырхана Шукенова и его отца Таскына Окапова растрогали весь зал, а благодаря демонстрируемым видео публика узнала очень много интересного об Али. Корреспондент Zakon.kz откровенно поговорил с Али Окаповым о музыкальных конкурсах, узнал его любимые песни и дуэтах со знаменитой мамой, народной артисткой Казахстана Розой Рымбаевой.
- У тебя хорошее образование в классической музыке, в 2010 году успешно закончил Байсеитовскую специализированную музыкальную школу по классу "фортепиано". Не скучаешь по классической музыке?
- Честно говоря, скучаю. Есть даже мечта, в классической музыке. Когда заканчивал Байсеитовскую школу, так и не сыграл на госэкзамене Второй фортепианный Концерт Рахманинова из-за слишком большого хронометража. Вся моя выпускная программа длилась где-то 1 час 20 минут, в тот год выпускалось очень много пианистов, 12 человек, и комиссия попросила сократить выступления, снимали по одному произведению, и мне сказали Концерт не играть. Так я его и не исполнил, хотя, как положено, целый год готовил вместе с другими произведениями. У меня до сих пор есть мечта – сыграть этот Концерт с оркестром. Пока это не исполнимо, потому что как пианист я сейчас далеко не в лучшей форме, 9 лет назад закончил школу, естественно не играю на фортепиано столько времени, как во время учебы. Но, может быть, если взяться за себя и потратить на это год, можно было организовать выступление в Филармонии и сыграть Концерт Рахманинова с оркестром. Мне кажется, это было бы хорошим приобщением моих поклонников, слушателей к вечному. Рахманинов – это мой любимый композитор, самый близкий для меня по духу, и я искренне надеюсь, что осуществлю мечту, выйду в смокинге и продемонстрирую, кем я являлся изначально – пианистом.
- Классика – вечна. А если говорить о современной музыке, то какие стили сейчас интересуют в творчестве? Это только эстардное, отчасти, джазовое направление, или что-то еще?
- Для меня всегда особое место занимают джаз-рок и фанк. Я пытался максимально внедрять их в каждую песню. Даже если моя песня стилистически поп в чистом виде, то в танцевальный проигрыш неожиданно звучит в стиле фанк. Мое инструментальное прошлое дает о себе знать, я не могу без этого. Поэтому вышеназванные два направления для меня являются основными маяками в моем творчестве.
Конечно, я – поп-исполнитель, не могу сказать, что мои песни исключительно для ценителей. Есть рынок, спрос именно на поп, я должен что-то зарабатывать, поэтому делаю что-то общепонятное, но незаметно, плавно всегда стараюсь музыкально разнообразить ту или иную песню.
И на большом сольном концерте в Алматы это проявилось в максимальном порядке. Играл живой ансамбль, выбрал тех музыкантов, кто ближе к соулу, фанк, нью-диско, чтобы они сами, на уровне ДНК понимали, что я хочу от них услышать.
- Интересуют ли тебя модные в современной эстрадной музыке жанры? Например, сейчас в Казахстане и мире очень популярен жанр k-pop…
- Я в этом плане человек немного старых взглядов, до сих пор слушаю музыку 2001 года, поэтому не скажу, что постоянно слежу за последними трендами. Да, я знаю жанр k-pop, мне нравятся некоторые группы, песни, что-то у меня играет в машине, но я не сильно в курсе, если честно, и не со всем я согласен. Мне 28, и сказывается возраст, а k-pop – это жанр молодых, как бы парадоксально это не звучало, я слишком придирчив. Но в целом, нельзя отрицать ничего нового. Рэпер Psy в свое время сделал невозможное, он заставил весь мир обратить внимание на корейскую современную культуру, и сейчас это в топе, те же BTS, BlackPink и другие команды, они стали топовыми артистами американского шоу-бизнеса. Парадоксально, но это правда. Поэтому я отношусь в принципе нормально, положительно, где-то даже пытаюсь чем-то вдохновляться, потому что есть молодежь, которой это нравится, и сегодня у меня в песнях появляются вставки, намекающие на этот стиль, чтобы фанаты k-pop услышали что-то родное. Стараюсь объединять свой музыкальный стиль с новыми трендами.
-Ты говоришь, что любишь музыку "постарше". Что у тебя в плейлисте на повторе?
-Boyz II Men, Майкл Джексон, Джастин Тимберлейк, Крэйг Дэвид, что-то более в сторону RNB – Alicia Keys, джаз-роковые команды, Jamiroquai, Weather Report и другие, из российских Zventa Sventana, московская джазовая команда, из СНГ если брать, то, конечно, Иван Дорн, Monatik, стараюсь все слушать, что, так или иначе, близко к фанку.
- Не могу не спросить про маму. Часто ли Роза Рымбаева слушает твои песни, критикует ли?
- Она зачастую и в основном слышит уже готовый материал, когда уже песня готова и повлиять у нее нет возможности. Она на это обижается, спрашивает, почему слышит в последнюю очередь и видит клипы уже по телевизору. Но я бы хотел, чтобы так и было.
Мое творчество – это мое творчество, в том виде, в каком я его вижу, слышу, без того, чтобы угодить ей, уладить какие-то шероховатости. Мне кажется, настоящий творческий человек не слушает никого, он ориентируется только на свой вкус, и благодаря этому у него получается уникальный музыкальный продукт. Поэтому мама не вмешивается в творчество.
Интересно другое. В продюсерских шагах я ей помогаю, она советуется, как продвигать, я организую все ее видеоклипы, от выбора режиссера до выбора танцоров. На ее крайних 4 сольных концерта я был ее музыкальным продюсером, собирал весь материал, работал с оркестром и с другими артистами-исполнителями. Тут больше я "вмешиваюсь" в ее творчество, чем она в мое, это семья.
- На прошедшем своем концерте ты спел дуэтом с мамой. И это не в первый раз. Вот во время пения дуэтом с Розой Рымбаевой она своим авторитетом не давит?
- Когда пою с мамой, никогда не пытаюсь с ней соревноваться, куда мне тягаться с ней, против 40 лет на сцене, самого лучшего голоса в стране, она до сих пор в прекрасной вокальной форме. Мое дело – быть на своем месте, выполнять свою функцию. Где-то я на заднем плане, где-то на равных с ней, где-то я превалирую, чтобы ей помочь. То есть, это все очень тонко, драматургия на этом и строится, что нельзя превращать дуэт в соревнование, это – единое целое, артисты сливаются воедино. Я так вижу.
- Сейчас популярны разного рода конкурсы, в том числе телевизионные. Нет ли желания попробовать себя, например, в "Голосе" за рубежом?
- Мне кажется, в творчестве нет места соревнованию. Поэтому не участвую ни на каких проектах, конкурсах, которые сталкивают артистов друг против друга. Потому что для столкновения есть спорт, много других направлений. А творчество – это другое. Поэтому я не люблю, когда артистов начинают сравнивать. Это же все субъективно. Одному человеку нравится один артист, другой слушатель этого же певца абсолютно не любит, и это нормально. В спорте – там все понятно, ты быстрее всех пробежал, проплыл, и все, нет вопросов, а творчество невозможно так оценить. Для кого-то я хороший артист, для других – никакой. Поэтому это невозможно оценивать.
- Прошедший сольный концерт во Дворце республики в Алматы– это подведение итогов, или, скорее, старт для чего-то нового в творчестве?
- С одной стороны, это в какой-то мере экзамен, отчет. Я 7 лет как сольный исполнитель на сцене, было, что сказать, показать, хотелось этим концертом как-то подытожить некий этап. Но это не говорит о том, что после концерта что-то кардинально изменится. Нет. Но, по крайней мере, как контрольный пункт, я должен был это сделать. Мечта любого артиста – показать себя во всей красе. Всегда не хватает времени и условий, но когда у тебя сольник, можешь делать все, что ты хочешь. Поэтому решил собрать в одном концерте все, чему я научился, что я надумал, "намузицировал" за все это время и показать публике.
Специально не анонсировал на афишах гостей концерта, потому что главный герой, все-таки, артист. Дело не в эгоизме, просто я должен был отчитаться перед людьми, поэтому 90% времени я был на сцене. Конечно, мои близкие, друзья пели со мной в дуэтах, но появление каждого из них оправдано в плане сценария, они не только друзья на сцене, но и в жизни. Это не только музыканты, которых я слушаю, но и те, кто слушает меня. То есть, это 100-%ная связь, и сами дуэты оправданы: это либо авторские дуэты, либо исполнение моих песен, даже некоторых артистов пришлось убирать из программы. Потому что дуэт ради дуэта нам был не нужен.
- Мы услышали полюбившиеся песни, неожиданные дуэты, интересные каверы. Как отбирался музыкальный материал для концерта?
- Специально для концерта практически все было придумано и написано, ничего спрятанного, так скажем. Но помимо музыки, если вы заметили, было показано много эксклюзивного, снятого специально для концерта видеоархива, фотоархива, как семейного, так и личного плана. Хотелось, чтобы не только все на музыке держалось, а было в целом визуальное, всеобъемлющее шоу. Очень много деталей, вплоть до таких мелочей, что специально для концерта были сшиты костюмы. Экслюзивно хотелось показать все в первый раз. Половина концерта – песни не только из моего репертуара, написанные мной и другими, но и в целом из антологии казахской музыки. Аранжировки я делал сам, все прописывал, записывал, каждая песня подана через мою призму. То есть, даже всем известные, полюбившиеся песни прозвучали абсолютно в новой аранжировке, стилистике, иногда я даже вмешивался в форму и структуру песни, в этом плане все максимально креативно, свежо. Я пытался сделать так, чтобы любому, пришедшему в зал, было по душе. Что-то для старшего поколения больше интересно - из ретро, народного, вечного, а свежие хиты- для молодежи.
- Если брать только собственные песни, не каверы, то сколько песен ты сам писал, и сколько песен – другие композиторы?
- Примерно 90% писал сам, буквально максимум 5 – 6 песен создали другие композиторы. Дело не в том¸ что я не хотел петь чужие песни, просто я очень придирчив. Мне очень много материала присылают, но это все не мое, или же это такие песни, которые могли бы подойти любому казахстанскому артисту, и не хотелось бы быть среднестатистическим в плане стилистики артистом. Важно ведь иметь во всех исполняемых песнях свои узнаваемые черты, чтобы слушатель сразу определял, кто поет, с первых нот.
Альберт Ахметов