Группа "Туран" о реакции иностранцев на казахскую музыку

ансамбль "Туран"
Одной из фишек ансамбля является поиск современного звучания древних мотивов в исполнении казахских народных музыкальных инструментов, таких как сыбызгы, сазсырнай, домбра, кобыз, жетыген, шинкилдек, в переплетении с горловым пением.

Проект "Современная казахстанская культура в глобальном мире" в рамках программы "Рухани жаңғыру" нацелен на выстраивание системной работы по популяризации культуры Казахстана за рубежом. При этом ставка делается на продвижение современной культуры как по форме, так и по содержанию. Участники этно-фольклорного ансамбля "Туран" Серик Нурмолдаев , Бауыржан Бекмухамбет (домбра), Максат Медеубек и Ержигит Алиев(жетиген) в своем творчестве сочетают древние музыкальные традиции и современное звучание, организуют лекции-концерты, рассказывая соотечественникам и зарубежной публике о музыкальных традициях казахского народа. Один из участников ансамбля Максат Медеубек рассказал корреспонденту Zakon.kz о "турановском" движении, способах духовной модернизации страны через искусство и неожиданной реакции зарубежной публики на произведения ансамбля.

- Совсем недавно в алматинском Драмтеатре имени Ауэзова состоялся лекция-концерт, на котором стало известно о смене состава. Расскажите, пожалуйста, поподробнее.

- С момента создания ансамбля у нас состав менялся только один раз. Изначально в составе была Корлан Картенбаева, она на жетигене играла, но спустя некоторое время ушла в другие творческие проекты, вышла замуж, вместо нее в состав ансамбля вошел Ержигит Алиев, она сама обучила его. С тех пор у нас не было изменений в составе. И сейчас, в 2019 году во второй раз у нас изменения. Мастер горлового пения Абзал Арыкбаев покидает коллектив. У него есть немало собственных проектов по продвижению казахской национальной музыки, культуры, помимо этого он занимается сейчас казахским традиционным оружием, в его планах открытие клуба по стрельбе из традиционного лука. Поэтому мы договорились, что в "Туран" вместо него придет другой музыкант. Сейчас есть два кандидата, мы, сам Абзал обучаем, пока мы не выбрали, кто именно будет на постоянной основе в "Туране", но в скором времени обязательно сделаем свой выбор.

- Давайте взглянем в историю. Как возник ансамбль?

- Ансамбль был создан в 2008 году, когда мы были еще студентами Казахской национальной консерватории имени Курмангазы. Конечно, мы друг с другом были знакомы и до создания ансамбля участвовали на конкурсах как солисты, при встречах нередко обсуждали идею создать что-то новое в казахской традиционной музыке. Мы чувствовали, что тогда европейская, американская культура уже плотно проникла в нашу страну, и наша молодежь особо не интересовалась национальной музыкой. До нас были ансамбли казахских народных инструментов, не только оркестр имени Курмангазы, оркестр "Отырар сазы" имени Тлендиева, но и ансамбли "Мурагер", "Сазген сазы" и другие. На их опыт, конечно, мы опирались. Вышеназванные коллективы проделали огромную работу по воспитанию музыкантов, развитию традиционной культуры в целом. Мы хотели создать новую волну развития традиционной культуры, современное направление с участием традиционных музыкальных инструментов, которое не только показало бы нашу культуру, но и заинтересовало бы молодежь. Нам было важно разбудить у нового поколения казахстанцев интерес к традиционной музыке, духовным ценностям.

"Туран" "появился на свет" в марте 2008 года. Тогда мы выступили на лекции-концерте консерваторского ансамбля "Сарын" в КазНУ имени Аль-Фараби на факультете филологии, публике очень понравилось, и преподаватель, руководитель Замзагуль Измуратова предложила нам создать отдельный ансамбль. Мы начали потихоньку сочинять, продумывать концепцию ансамбля. Через несколько концертов мы четко определились с направлением нашего творчества, целью.

- Кто ваши наставники, помогают ли они сейчас?

- "Туран" стал тем ансамблем, коим является сейчас, благодаря педагогам. Каждый из нас получил прекрасное образование в специализированных музыкальных школах – Байсеитовской либо Жубановской, либо в Алматинском музыкальном колледже, у каждого свой преподаватель по специальности. В Казахской национальной консерватории имени Курмангазы каждый из нас оттачивал свое исполнительское мастерство, также изучали дополнительные инструменты. Например, я дополнительно обучался игре на шан-кобызе, сыбызгы, саз-сырнае. И так каждый из нас владеет игрой на нескольких инструментах. На предмете "этносольфеджио" мы научились импровизации, созданию кюев. Каждый из нас знает, как правильно сочинять в стиле традиционной музыки. Естественно, в 2008 году, когда мы только появились как ансамбль, была хорошая поддержка со стороны руководства консерватории, проректором тогда была нынешний министр культуры Актоты Раимкулова, она была одним из наших наставников, направляла, подсказывала, оказала большую поддержку в творческом и профессиональном росте. Наши педагоги, заведующие, деканы всегда положительно относились к нашему творчеству, поддерживали. Сейчас, конечно, созваниваемся с ними, иногда я консультируюсь со своим преподавателем по специальности.

- Одной из ваших фишек является поиск современного звучания древних мотивов в исполнении казахских народных музыкальных инструментов, таких как сыбызгы, сазсырнай, домбра, кобыз, жетыген, шинкилдек, в переплетении с горловым пением. Как рождаются ваши композиции? Опираетесь ли при этом на исторические документы?

- Сначала у нас появляется идея. Честно говоря, все композиции у нас появляются за дастарханом. В казахской культуре дастархан – нечто священное. Мы сидим, пьем чай, предлагаем идеи. Например, возникает мысль создать композицию "Баксы", посвященную шаманам. Один из нас говорит: "А давайте сделаем ее интересной, не похожей ни на что". И мы придумываем, как сделать композицию динамичной, в итоге решаем, что будем не только играть, но и танцевать. Каждый свои предложения озвучивает, все это обсуждается, тем самым появляется композиция. Затем мы продумываем структуру, концепцию, по мере необходимости обращаемся к литературным источникам, изучаем историю, тем самым мы дополняем концепцию нашей композиции. И только потом мы эту концепцию начинаем реализовать на языке музыки. Каждая композиция не похожа на предыдущую, у каждой своя идея, философия.

Как и древние музыканты, мы создаем свои композиции без нотной записи, все построено на импровизации, одно и то же произведение мы можем играть по-разному.

Что касается ансамблевой игры, то да, в современном понимании ансамблевая игра появилась не так давно, я имею ввиду пение с гармонью, ансамбли, состоящие из нескольких инструментов. Но по сути, наши апашки пели хором одну и ту же песню. Это уже ансамбль. И поэтому можно говорить о том, что этот вид музицирования также не новый для нашей культуры.

Мы придерживаемся принципа импровизационности, и он издавна использовался нашими кюйши и акынами. Каждый музыкант по мере своих возможностей – духовных, технических, играл по-своему услышанные произведения. Конечно, были и такие музыканты, кто в точности воспроизводили произведения, но были и люди, которые дополняли кюй, песню, и они развивались как живой организм, и до нас дошли немного в другом виде.

- Вы упомянули композицию "Баксы", во время исполнения которой вы будто проводите настоящий шаманский ритуал. Вы действительно изучали ритуалы?

- Мы обращались к хореографам, чтобы они помогли нам поставить танец шамана, показали, как это можно сделать, получали несколько танцевальных уроков. Естественно, мы советовались с исследователями музыки. В консерватории есть предметы "Традиционная музыкальная культура казахов", "Восточная музыка", мы у преподавателей по этим предметам спрашивали детали, изучали научные труды о Коркыте, древних шаманах. Шаманизм характерен для тюркских народов, и до сих пор тюркские народы Сибири сохранили шаманские ритуалы в первозданном виде. Мы постарались показать элемент шаманизма в композиции.

- Какая часть из исполняемых вами произведений собственного сочинения, а какая- народная музыка?

- Примерно 70% нашего репертуара – авторские произведения. Есть обработки традиционных песен, народных кюев, сочинений народно-профессиональных композиторов.

- Вы стремитесь к аутентичному исполнению (сыграть так же, как в древности), или наоборот, древняя музыка должна эволюционировать?

- Конечно, хотелось бы сохранить аутентичный вид произведений, тем самым как будто совершить путешествие на машине времени. Но без современной обработки донести ту музыку до современного слушателя сложнее. Интересы нынешнего слушателя отличаются, они другие, и мы должны сделать произведение понятным, интересным. Мы выбрали такой путь: стараемся максимально сохранить аутентичную основу и разнообразить ее элементами современности – аккордами, ритмическими рисунками, подачей.

- А музыкальные инструменты у вас сделаны по современным лекалам, или все-таки по древним?

- В ХХ веке появились реконструированные виды казахских народных инструментов. Это бас-домбра, прима-кобыз, домбра-прима, к примеру. Но мы используем аутенчиные варианты, они звучат немного по-другому, нежели те, что сделаны по образцам ХХ века. У нас в ансамбле играем на шанкобызе, используем бубны, барабаны, кыл-кобыз, домбру, жетиген, и все они, так скажем, не измененные - аналогичные по форме и звучанию инструменты использовались нашими предками.

- Расскажите о вашем первом зарубежном выступлении? В какой стране это было? Это был сборный или сольный концерт? Были ли опасения тогда, что нашу музыку может не понять в других странах?

- В 2008 году, едва ансамбль появился, мы отправились гастроли в на фестиваль Young Euro Classic. В Германии мы выступили в нескольких городах. Это было выступление вместе со студенческим симфоническим оркестром консерватории, исполняли произведение композитора Актоты Раимкуловой (тогда – проректор КНК имени Курмангазы, сейчас – министр культуры и спорта РК – Прим.Авт) "Дала сыры". Большой концерт был в Берлине, в "Концертхаусе", играли "Дала сыры", а также свои авторские композиции "Қазақ елі" и "Баксы". . А что касается первого сольного концерта, то он состоялся в 2009 году в органном зале консерватории в Алматы, это была презентация нашего сольного диска. Народу было очень много, желающих оказалось даже больше, чем мест в зале. До этого мы давали лекции-концерты, знакомили с казахскими национальными инструментами студентов вузов, школьников, воспитанников детских домов, рассказывали про историю казахской музыки, про свое творчество, по 2-3 месяца в году мы делали такие благотворительные концерты в целях пропаганды традиционной музыки, и сейчас эту практику продолжаем.

С тех пор мы дали около 600 концертов во всемирно известных концертных залах мира, таких как "Карнеги холл" (Нью-Йорк, США), "Кеннеди центр" (Вашингтон, США), "Концерт хаус" (Берлин, Германия), "Кремлевский дворец" (Москва, Россия), "Дворец конгрессов и фестивалей" (Канны, Франция), "Салле Корто" (Париж, Франция) и других способствуют популяризации и развитию национального искусства. Ансамбль "Tуран" совершил мировое турне в Беларусь, Норвегию, Россию, Азербайджан, Венгрию, Татарстан, Турцию. При финансовой поддержке Фонда Первого Президента Республики Казахстан - Лидера Нации, группа TURAN провела сольные концерты в таких городах Китайской Народной Республики как Шунде, Шеньчжень, Цинхуандао, Пекин, Шанхай и Ханчжоу. Группа осуществила концертное турне "Семь граней Великой степи" в Монте-Карло, Канны и Париж. Коллектив "Туран" был приглашен на фестиваль Nomad Universe в Эр-Рияд (Саудовская Аравия) в качестве представителя казахской музыкальной культуры, а также – почетного гостя фестиваля.

1 декабря в столице РК в ЦКЗ "Казахстан" состоится большой сольный концерт, организованный при поддержке Министерства культуры и спорта Республики Казахстан и Государственной концертной организации "Казахконцерт".

В 2014 и 2018 годах вышли два наших альбома, на презентациях также был аншлаг.

- Одна из задач ансамбля – пропаганда казахской культуры в мире, что является одной из главных целей программы "Рухани жаңғыру", разработанной на основе положений статьи Первого Президента Казахстана "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания". Какие отзывы от иностранцев вы получаете после концертов?

- Мы понимали, что традиционная музыка интересна всегда, не только внутри страны, но и для зарубежной публики. Когда мы в 2008 году выступали с оркестром в Германии, были овации. Публика не хотела нас отпускать, мы после того первого зарубежного выступления в Германии с "Дала сыры" убедились, что наша музыка интересна зарубежной публике. Тем более, что была коллаборация, синтез симфонического оркестра и традиционного ансамбля. С тех пор мы уже не задумывались о том, примет ли нас зарубежная публика, играли смело, представляя свою культуру. После каждого концерта за границей мы получали немало отзывов от зрителей, слушателей. Зарубежная публика очень внимательная, люди не пропускают концерты, им интересно все, особенно когда есть возможность узнать другую культуру. Нам говорили, что наша музыка нужна для мировой культуры, спрашивали, когда мы приедем снова. Такая поддержка нас вдохновляет, появляется желание сделать что-то еще лучше. Конечно, критика тоже важна, без нее никак. Как говорят казахи: "сын түзелмей мiн түзелмейдi", то есть, без критики нет прогресса. Отзывы, в основном, очень высокие. У нас есть фан-клубы в Турции, в Европе, в Америке, в Китае. Наш первый клип "Ер туран" в Youtube набрал суммарно более 14 млн просмотров.

Однажды был интересный случай. Выступали в Турции, давали там лекцию-концерт, рассказывали про нашу культуру, знакомили с инструментами, и там в самом конце мы собрались играть произведение "Ер туран". Мы объявили, в зале – тишина. Выяснилось, что они знают эту композицию под другим названием – "Türk Kanı" ("Дух тюрков"). Турки перевели слова, знают содержание. Как только мы начали играть, весь зал разразился овациями, все аплодировали стоя, для них это хит. Мы тогда действительно почувствовали дух тюрков, еще раз убедились, что наша музыка нужна не только казахстанцам, но и всем тюркским народам, напоминает всем нам о наших истоках, предках.

- Ансамблю более 10 лет. Оглядываясь назад, на творческое наследие, чем вы гордитесь больше всего?

- Когда "Туран" только появился, он сразу завоевал симпатии публики. Люди просят наши альбомы, ждут с нетерпением наши концерты. То есть, после появления нашего ансамбля началось новое движение, "турановское", стали появляться новые этно-фольклорные ансамбли в составе 5 человек. Музыканты убедились, что впятером можно делать невероятные вещи, не выходя за рамки традиционной музыки. Появились ансамбли "Хассак", "Номад", многие другие. Мы участвовали на их репетициях, рассказывали, как создавать концепцию произведений. Сейчас нас стало больше, мы рады, что представляем Казахстан на мировой арене, есть фанаты во всем мире, у нас есть возможность через наше творчество знакомить с казахской, казахстанской культурой людей во всем мире. Мы сейчас воспитываем своих последователей, нас стало больше. Есть ребята, которые играют нашу музыку, мы проводим с ними мастер-классы, делимся опытом по продвижению. Каждый раз на наших концертах в Казахстане зрителей все больше, это говорит о том, что люди, по большей части молодые, уже начинают возвращаться к истокам, им интересна традиционная музыка, и это радует.

Альберт Ахметов

Астана
Актау
Актобе
Алматы
Венгрия
Германия
Казахстан
Китай
Кызылорда
Норвегия
Семей
Турция

Читайте также

Следите за новостями zakon.kz в:

Популярные новости

Алсу обратилась к отцу

Отдыхающие Ксения Собчак и Константин Богомолов восхитили поклонников

Сильный снегопад накроет Казахстан: какая погода ждет казахстанцев на Рождество

Что важно знать казахстанцам про мобильные переводы

Трехлетний сын Лизы Арзамасовой и Ильи Авербуха восхитил фанатов пары