Я вышла из низов и стала знаменитой певицей благодаря своему народу — Бибигуль Тулегенова

День рождения народной любимицы Бибигуль Тулегеновой совпал с Днем независимости Казахстана. Своим творчеством легендарная певица покорила миллионы зрителей во всем мире. Но ей ничего не давалось легко.

Как говорит сама Бибигуль-апай, «я настолько привыкла жить в трудных условиях и бороться, что меня никто и ничто не поколебало». О большом жизненном пути и певческом олимпе «казахского соловья» читайте в интервью, которое она дала журналисту Торгын Нурсеитовой на более раннем этапе, передает Zakon.kz.

Бибигуль Тулегенова – народная артистка Казахстана и СССР, профессор Казахской Национальной консерватории имени Курмангазы родилась 16 декабря 1929 года в Семипалатинске. Она является последним Героем Социалистического труда: на другой день после выхода указа об этом, СССР распался. Божественное оперное диво, обладательница редчайшего голоса, который знатоки называют бархатным лирико-колоратурным сопрано, Она внесла неоценимый вклад в развитие национального оперного искусства. В ее репертуаре более тысяч народных и эстрадных песен на китайском, корейском, японском, шведском, финском, французском, английском и многих других языках мира.

«Из тебя певица не выйдет»

— Бибигуль Ахметовна, ваш жизненный путь был усыпан розами с самого начала?

— Увы, я много трудностей пережила в жизни. Мой отец был партийным работником, в 1937 году его расстреляли. Молодая мама осталась с семью детьми на руках, мал-мала меньше, да к тому же болела бруцеллезом.

Я была вторым ребенком, поэтому стала работать уже в 6-7 классах и училась в вечерней школе. После семилетки трудилась на Семипалатинском мясокомбинате, консервном заводе, была телефонисткой, помощником киномеханика, в общем, все прошла.

Но как бы ни было трудно, я на работе всегда пела, танцевала и в 1948 году меня по комсомольской линии отправили в Алма-Ату на прослушивание.

Меня все время мучил вопрос, куда уходят столбы, провода, рельсы, дороги, и я до самой Алма-Аты высовывалась в окно, выходила на перрон и жадно всматривалась в даль, пытаясь понять, куда же все это убегает и где всему этому конец. Все свои восторги я выражала громкими возгласами и охрипла, и в результате меня в консерватории забраковали.

Вернулась в родной Семипалатинск, а мне говорят, надо готовиться к смотру художественной самодеятельности, защищать честь мясокомбината. И тут на городском смотре я случайно познакомилась с писательницей Галиной Серебряковой. Она была женой дипломата, брала уроки вокала в Италии, после ссылки жила в Семипалатинске и ей разрешили открыть здесь вокальную студию.

Она сказала мне: «У тебя красивый голос, тебе надо в консерваторию поступать». Я оказалась способной ученицей, буквально через два-три месяца пела «Весенние голоса» Штрауса, оперные арии, в том числе «Мадам Баттерфляй».

Потом опять приехала в Алма-Ату и, к удивлению преподавателей консерватории, показали хорошие голосовые данные и меня приняли. Мама была категорически против, говорила, что все артисты испорченные, и когда я уезжала, даже не посмотрела в мою сторону и года два-три вообще не общалась со мной, не отвечала на мои письма. Мне украдкой писала сестра.

Во время студенчества я вышла замуж, родила дочку Гузель, и тут у меня вдруг пропал голос.

— Как пропал?

— А вот так. Прихожу в консерваторию через десять дней после рождения дочери, а у меня ни голоса, ни сил. Ничего не могу понять. Мой педагог вызывает меня и говорит: «Из тебя певица теперь не выйдет». Это уже потом выяснилось, что профессиональной певице, оказывается, нельзя петь, начиная с пятого месяца беременности, так как перегружаются голосовые связки, а я пела до последнего дня.

Конечно, сильно переживала, у меня был жуткий страх, отчаяние, что меня отчислят. Думала, как переживу этот позор, но потом все же взяла себя в руки и решила бороться. Говорю преподавателям: «У меня был голос? Был! А куда он делся? Значит, вы виноваты». Я решила доказать всем, что советская женщина имеет право и учиться, и детей рожать.

Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. В пятидесятые годы начались гонения на ученых, их стали обвинять в космополитизме, шарлатанстве. Под эту чистку попал и мой педагог, его убрали. В общем, там была целая история и про меня забыли.

На втором курсе к нам пришла преподаватель народная артистка Надежда Самышина. Она поняла, что я училась у педагога, который не знал, что в моем положении петь нельзя, тем более, я тогда кормила грудью. Надежда Николаевна держала меня на чистой вокальной диете, я потихоньку стала петь, а летом родила вторую дочь Мариямгуль.

На каникулах набралась сил, отдохнула, и на третьем курсе у меня словно второе дыхание открылось – появился голос, и я опять стала петь. Сегодня могу сказать, что эти две русские женщины спасли меня как певицу и если народ меня любит, он должен низко кланяться Серебряковой и Самышиной. Я и по сегодняшний день пою, хотя в 70 с лишним лет почти никто не поет.

— В последние годы вы блестяще выступали в Москве. Вас до сих пор там помнят?

— А как же! В 2004 году – в Год Казахстана в России – мы давали большой концерт в Колонном зале Москвы. Меня удивило, что, несмотря на то, что в последний раз я была в Златоглавой 15-16 лет тому назад, меня московские зрители хорошо помнят. Когда я вышла на сцену, весь зал встал, начал бурно аплодировать и дружно кричать: «Булбул!». Без «Булбул» Латифа Хамиди меня там никто не представляет.

Тем же летом мы были и в Санкт-Петербурге. В филармонии пела наша известная оперная певица Майра Мухамедкызы и я пошла послушать ее. И тут ко мне стали подходить ленинградцы и говорить, что очень любят мое пение. Я подумала, что они меня с кем-то путают, ведь и там я давно не была. А зрители достали программу нашего концерта, который мы давали в составе театра имени Абая еще в 1978 году, и показали мой автограф.

Такой же теплый прием был и в прошлом году, когда мы ездили в Россию в связи с предвыборной кампанией нашего Президента. Нас на «ура» встречали на Украине, в Азербайджане, нас до сих пор помнит и любит благодарная многомиллионная советская аудитория и это очень приятно.

Недавно я была на концерте российского оперного певца Дмитрия Хворостовского в Астане, и когда ему сказали: «Вот она, наш казахский соловей», он радостно воскликнул:«"Бибигуль Тулегенова? Я вас знаю!».

Признание народа — подарок судьбы

— Когда вы едете за рубеж, то обязательно исполняете песню на языке той страны, где выступаете. Это этикет, уважение или дань моде?

— Песни разных народов мира – это мои самые дорогие сувениры, которые я привожу в качестве подарка своим казахстанским слушателям. В моем репертуаре более тысяч народных песен, в том числе на румынском, китайском, корейском, японском, шведском, финском, французском, английском языках.

— Бибигуль Ахметовна, у вас есть не спетая песня, которая так и осталась в мечтах?

— У меня и Латифа Хамиди была мечта, чтобы я спела партию Ажар в опере «Абай» Жубанова-Хамиди. К сожалению, я за это взялась поздно. Партию, конечно, я выучила, но к тому времени умер Хамиди, а потом пришло время идти мне на пенсию, и я не успела вынести готовый образ на сцену. Однако в концертном исполнении арию «Ажар» я все же пою.

— Вам когда-нибудь делали плохо?

— Перед спектаклем, концертом звонили, письма всякие нехорошие подбрасывали, колхозной певицей меня называли, говорили, что надо мной все смеются, когда я выхожу на сцену.

Ты знаешь, я настолько привыкла жить в трудных условиях и бороться, что меня никто и ничто не поколебало. Наоборот, я доказывала своим творчеством, что мои коллеги-недоброжелатели и завистники неправы.

Я говорила: «Да, я горжусь, что я колхозная певица. Я приеду в аул и буду накормлена, приласкана, одета, мне кров дадут, а вас как примут? Поезжайте, посмотрите». А зрители мной только восхищались. Я даже говорила людям, что хочу услышать ваши советы, замечания, чтобы я знала, над чем еще должна работать.

Я вышла из низов и стала знаменитой певицей благодаря, в первую очередь, своему народу, который любит и всегда поддерживает меня. Признание народа – самая великая награда для меня, самый дорогой подарок судьбы и большего счастья не надо.

— Наверное, не только это придает вам сил. Что делаете, чтобы оградить себя от неприятностей?

— Ничего не делаю. Просто я никогда никому не завидую, не делаю плохо, больно. Я радуюсь успехам других, как своим. Если кто-то получит звание, премию, квартиру – поздравляю от души.

— Вы большой оптимист, Бибигуль-апай, у вас жизнеутверждающие принципы.

— А по-другому нельзя. Если бы я думала, что у меня все плохо, то, наверное, давно уже была на том свете. У меня, слава Богу, все необходимое есть, но личная жизнь не сложилась. Не нашелся человек, который бы понимал меня, помогал. Я была замужем, но развелась, потому что у меня творчество, а ему надо ходить в гости, ему надо готовить, гладить рубашки, стирать, а я не всегда могла это делать.

— Вы всю жизнь ходите с одной и той же прической и так жалко, что никто не видит ваших длинных шикарных волос.

— А зачем? (смеется). Итак все знают, какие у меня волосы. Однажды надела парик и вышла на сцену и столько возмущения, негодования было со стороны зрителей, вплоть до того, что Бибигуль была единственной женщиной из артисток и то стала… В общем, нехорошим словом меня обозвали.

Потом я поехала на фестиваль «Крымские зори» и там тоже выступила в парике. Меня сняли по телевизору, и когда я приехала домой, мне позвонила одна женщина и стала ругаться, не стесняясь в выражениях, что она из-за меня лежит с давлением. Говорит, зачем ты отрезала волосы? Я сказала, что была в парике, но она не поверила и приехала из Чимкента, чтобы убедиться, что я действительно не отрезала волосы. После этого у меня всякое желание пропало носить парик.

— У вас всегда стильные наряды. Где вы одеваетесь?

— На мою нестандартную фигуру ничего подходящего не купишь, поэтому одежду себе шью в салоне у кутюрье Куралай Нуркадиловой, у молодых авангардистов. Хочу быть не слишком вычурной и не слишком отсталой.

— Вы многого достигли в жизни. О чем еще мечтаете?

— Чтобы в моей стране были мир, покой, благополучие и чтобы никто не мешал нашему Президенту строить процветающее государство.

К слову, благодаря Нурсултану Назарбаеву в 2001 году был создан Международный конкурс вокалистов имени Бибигуль Тулегеновой для золотых голосов. Наши лауреаты находятся по всему миру, выступают на самых высоких сценах...

Многоуважаемая Бибигуль Ахметовна, от имени Zakon.kz поздравляем вас с вашим славным юбилеем и желаем вам и вашим близким здоровья, благополучия, процветания!

Тулегенова Бибигуль Казахстан
Следите за новостями zakon.kz в: