Зарубежные и отечественные театральные критики 3 и 4 декабря высоко оценили жемчужину оперной классики, представленную на сцене «Астана Опера» при содействии Министерства культуры и спорта. Постановочная группа вдохнула в спектакль новую жизнь, оказавшуюся созвучной современным потребностям зрительской аудитории.
Совершенно неожиданное прочтение национальной классики, представленной в стиле фэнтези, стало, пожалуй, первым опытом за всю историю развития казахстанского оперного искусства. И он оказался удачным!
Фото: Пресс-служба театра «Астана Опера»
Они нашли для оперы-фэнтези интересные решения и ввели в спектакль сложные элементы декораций, среди которых было огромное многофункциональное полотно, впечатляющее своими трансформациями. Четыре сотни костюмов передавали различные смыслы – вот вражеское племя Тайшик-хана, оно изображено в темном цвете, а вот и яркие национальные костюмы, передающие национальный колорит. Вся постановка была наполнена символами, главный из них – меч, который вручает Алпамысу Мать-Земля для победы над врагом.
Фото: Пресс-служба театра «Астана Опера»
Несмотря на то, что в либретто Каукена Кенжетаева множество героических эпизодов, все же лирические темы брали верх над битвами, завоеваниями, и картины любви главных героев вызвали наибольшую симпатию в режиссерской версии Юрия Александрова. В этом смысле сильными получились дуэты Алпамыса, Гульбаршин, Карагоз.
Ключевой персонаж в этом сочинении – Мать-Земля, символ святости. Она придавала масштаб всей постановке, и становилось понятным, что это уже не бытовая опера. Элементы мифологии, связанные с подвигами батыра, приносящего людям счастье и дающего надежду на светлое будущее, перекликались в какой-то степени и с реальной жизнью, в которой и сегодня остается место большим свершениям.
Еще одна находка режиссера в том, что повествование сюжета велось акыном-сказителем, которого исполнил Ерлан Рыскали. Режиссер-постановщик проделал огромную работу с артистами, они настолько вжились в свои роли, что демонстрировали новые грани своих талантов. Партию Алпамыса блестяще представили Ержан Саипов и Расул Жармагамбетов. Молодая, харизматичная энергия певцов передавалась в зрительный зал, артисты прекрасно справились со своими вокальными и актерскими задачами. В этом спектакле Юрий Александров широко раскрыл женскую тему в четырех образах. Карагоз – восхитительное сопрано Салтанат Ахметова и перспективная певица Асем Сембина – решилась на подвиг ради безответной любви.
Фото: Пресс-служба театра «Астана Опера»
Изысканная музыка, насыщенная подтекстами и нюансами по-настоящему театрального композитора Еркегали Рахмадиева, филигранно заиграла новыми красками в исполнении Симфонического оркестра «Астана Опера» под руководством дирижера-постановщика Абзала Мухитдина, проделавшего титанический труд над партитурой. Массовые сцены с участием хора и балета выглядели в этом спектакле новаторскими и динамичными, каждое движение было продумано постановщиками, в числе которых – главный хормейстер Ержан Даутов и балетмейстеры-постановщики Турсынбек Нуркалиев и Галия Бурибаева. Музыкальная часть оперы была представлена на самом высоком уровне, вероятно, еще и потому, что консультантом выступила дочь композитора Найля Рахмадиева.
Фото: Пресс-служба театра «Астана Опера»