В недрах архива хранится Постановление СНК КазССР от 27 января 1943 года № 25 "Об организации с 1 апреля 1943 года в городе Алма-Ате Центрального Республиканского Государственного архива кинофотодокументов".
"Шла война, вся страна работала под лозунгом "Все для фронта, все для победы", но именно в это сложное время руководство страны организовывает архив кинофотодокументов, понимая, осознавая всю важность архивной работы", – рассказывает Ляззат Сулейменовна Актаева.
В архивном деле она всю профессиональную жизнь, а в этом здании работает с 1975 года. Знает про архив все.
"Фактически работа началась в июне 1943 года. В самом начале было всего три сотрудника. Потом восемь. Первое время основное направление работы нашего архива – сбор фотодокументов. Был составлен список учреждений, где могли находиться фотодокументы – редакции газет и журналов, организации культуры в первую очередь. А кино и фотодокументы не могли комплектоваться, потому что не было помещений. Архив тогда располагался с небольшом одноэтажном здании на улице Красина, а сама архивная система в то время относилась к НКВД, представляете…", – рассказала Актаева.
Фото: Центрального государственного архива кинофотодокументов
Первые документы в фондах архива появились уже в 1943 году. Кинопленка с историческими кадрами военных лет, документальные фильмы, спецвыпуски, сюжеты… Алма-атинская жизнь того времени активно способствовала наполнению архива – в нашем городе в эвакуации находились кинематографисты из Москвы, Киева, Ленинграда. На базе Центральной объединенной киностудии – ЦОКС – в Алма-Ате выходили выпуски "Союзкиножурнала". Сейчас эти выпуски составляют Золотой фонд архива.
"Я работаю в этом отделе почти 43 года. Когда я начинала, у нас не было возможности посмотреть кинодокументы. Не было оборудования. А сейчас можно взять кинопленку, посмотреть, сделать тайм коды, прокрутить на скорости, выбрать нужный кадр. Долгое время мы не могли посмотреть фильм Турина, он снял фильм "Турксиб" в 1929 году. Этот фильм входит в число 50 лучших фильмов 20 века. Фильм немой, пять частей. От начала строительства и до завершения строительства… Там в одной из частей есть Алма-Ата 1929 года – маленький кусочек".
Фото: Центрального государственного архива кинофотодокументов
"В кинофонде архива – первые документальные очерки студии "Востокино" и кинотреста "Межрабком". В них – ценнейшие кадры о жизни и быте людей того времени. А у нас таких кинодокументов – более 50 тысяч единиц хранения. А есть еще и фотодокументы, и самые старые, здесь хранящиеся, относятся к концу XIX – началу XX века. 250 000 единиц хранения – таков фотофонд архива. Каждое такое фото – это целая страница истории", – рассказывает Людмила Васильевна Гусакова, заведующая читальным залом архива.
Есть удивительные фото старой Алма-Аты – трамвай с верблюдом на одной уличной полосе, аэропорт с уже утраченным зданием ВИП-терминала или прибытие первого поезда на алма-атинский вокзал. Эти мгновения уже никогда не вернуть. И они сохранились только здесь – в архиве.
Фото: Центрального государственного архива кинофотодокументов
Вот, к примеру, эта деревянная часовня иконы Божией Матери "Знамение" была построена в память о жертвах землетрясения 1887 года. Архитектор – Павел Гурде, художник – Николай Хлудов. Стояла она на Базарной площади, на пересечении нынешних улиц Достык и Алимжанова. В 1927 году часовня была взорвана. И мы, живущие в XXI веке, увидеть это чудо архитектуры можем теперь только на этом фото…
Уникален фонофонд архива, составляющий 15 000 единиц хранения в магнитных звукозаписях, грампластинках, компакт-кассетах, компакт-дисках. Это записи казахской народной музыки, произведений в авторском исполнении, записи айтысов, первых казахских опер, живых голосов выдающихся современников.
Самое важно – сохранить оригиналы. Они – главная ценность архива.
И еще важно обеспечить исследователям доступ к документам, сделать эту работу максимально простой и комфортной. Работа по оцифровке архивной информации идет постоянно. Таким образом формируется база данных. А доступ к ней обеспечивает специальная программа, аналогов которой нет на постсоветском пространстве.
Сейчас работа архива масштабируется. Планов у команды – громадье. Ими поделился директор организации Искаков Ильяс.
"Мы сейчас планируем работать по четырем архивным направлениям. Еще активнее будем сотрудничать с зарубежными архивными организациями, потому что у них есть очень многие интересных материалов о нашей истории. Тот же Китай или Иран. В свое время казахи массово ушли туда. Мы по крупинкам должны собирать со всего мира, что касается нашей истории", – рассказал он.
Фото: Центрального государственного архива кинофотодокументов
Второе направление – работа с местными архивами, налаживается сотрудничество с руководителями областных архивов. У них возможностей меньше для оцифровки документов, нет специального оборудования. А в Центральном архиве могут этим заняться
Фото: Центрального государственного архива кинофотодокументов
"Третье направление – это работа всех государственных и негосударственных телеканалов и радио. Они должны сдавать в архивы документы, они же как летописцы истории действуют. А зачастую все эти материалы просто у них пылятся. Или вообще неизвестно где…", – отметил Ильяс Искаков.
Фото: Центрального государственного архива кинофотодокументов
Рассказывать о работе архива можно долго, работа эта интересная, увлекательная, архиважная. Сотрудники архива влюблены в свое дело, постоянно совершенствуют технологические процессы архивного дела и рассказывать о своей работе, о находках архивных могут часами.
Фото: Центрального государственного архива кинофотодокументов
А свой 80-летний юбилей будут праздновать в мае, и подготовка к этому событию сейчас идет полным ходом.
Автор: Евгения Морозова