Чтобы этого не произошло, необходим жесткий аудит и контроль реализуемых здесь проектов.
Суммы будущих затрат на присоединившийся к России Крым растут с каждым днем. И, похоже, фигурировавшая в СМИ цифре в 3 трлн руб. по минимальному размеру помощи российской стороны не является предельной. На таком фоне многие наблюдатели укрепляются во мнении, что повисший тяжким бременем на российском налогоплательщике полуостров в итоге окажется “черной дырой“, в которой бесследно исчезнут миллиарды и триллионы.
Инвестиции
Между тем, как рассказала “Вести Экономика“ первый замминистра экономики Крыма Ирина Прохоренкова, на финансирование первоочередной модернизации коммунальной инфраструктуры полуострова (дорог, объектов водо- и теплоснабжения), по ранее сделанным оценкам, требуется порядка 4 млрд грн (около 1,448 млрд руб). Оценку же общих затрат на развитие экономики полуострова можно найти в планах реализации соответствующей стратегии до 2020 г, ориентированной на продвижение по пяти приоритетным направлениям: рекреационный и туристический комплекс, АПК, отраслевая промышленность, транзитно-транспортный комплекс и создание среды, благоприятной для жизни. Из них весьма перспективной представляется, в том числе, задача по развитию АПК XXI века, виноградарская и садоводческая (с косточковыми и культурами) отрасли которого, благодаря уникальным здешним природным условиям, сулят реальную отдачу.
Правда, чтобы добиться этого, потребуется определенные вложения, в частности, на восстановление капельного орошения в том же сельском хозяйстве. А, в целом, на выполнение порядка 600 мероприятий, оговоренных вторым этапом стратегии на период 2014-2015 гг. предусматривалось финансирование в размере 68 млрд грн. (более 246 млрд руб). “Нас нужно немного поддержать на переходном этапе. А дальше мы будем работать самостоятельно“, - уточнила Прохоренкова.
Льготы
Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов также уверен, что государству достаточно оказать содействие в осуществлении необходимых инфраструктурных программ, а средства на осуществление различных коммерческих проектов на полуострове бизнес найдет сам. При том, что условие обеспечения политической стабильности представляется обязательным лишь для иностранных инвесторов. Хотя, конечно, и российским их коллегам хотелось бы рассчитывать на более комфортный деловой климат в Крыму. В связи с чем, компактный полуостров, экономическая политика которого будет формироваться, практически, с нуля, представляется подходящей площадкой для отработки модели, нацеленной не на обеспечение стабилизации, а на развитие, констатировал Титов.
С этой целью, полагает он, для Крыма можно было бы предусмотреть ряд новаций, направленных, в частности, на облегчении жизни малого предпринимательства, порядка 80% которого сейчас находится в тени. К примеру, для тех из них, кто только занялся бизнесом, можно было бы ввести, столь необходимые на старте, налоговые каникулы. А для предприятий, инвестирующих в новое оборудование, технологии и создание новых рабочих мест, предусмотреть вычет из годовой суммы налоговых платежей в размере 25% от общего объема упомянутых затрат. Попутно, разумеется, следовало бы изменить и систему проверок с тем, чтобы одна контрольная организация могла проверить конкретную структуру не чаща одного раза в три года и за год в нее могли наведаться представители только одного ведомства. Утверждение простых и прозрачных механизмов взаимодействия власти и бизнеса также должно уменьшить коррупционные риски. “Очевидно, что к Крыму теперь будет повышенное внимание, в том числе, со стороны различных международных структур. А потому крайне важно не допустить на полуострове разрастания коррупции. Чтобы потом никто не смог сказать, что здесь все осталось, как при Януковиче”, - резюмировал уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей.
Риски
Впрочем, директор департамента стратегического анализа ФБК - Игорь Николаев сомневается в том, что удастся освободить от коррупции один отдельно взятый полуостров. Как он напомнил, предыдущий опыт создания свободных экономических зон в Калининградской области, скажем, или в Калмыкии продемонстрировал невозможность локального прорывного роста в отсутствие способствующих этому общих правил игры. К тому же, в сложившейся ситуации, Крым теперь становится тем “святым местом”, на обустройство которого бизнес будет запрашивать деньги, не ограничивая себя в расходах и не ожидая отказа. И чтобы он, в подобных условиях, не превратился в “черную дыру”, необходим жесткий аудит и контроль реализуемых проектов со стороны федеральной власти при открытости и прозрачности, а также обязательности и ответственности местных властных структур, от которых, в значительной мере, будет зависеть создание благоприятного инвестиционного климата на полуострове, подчеркнул Николаев.
Так все же, какой вариант – пресловутой “черной дыры“ или площадки для обкатки новой модели роста – представляется наиболее реалистичным для Крыма?
Бюджет
По мнению Ирины Прохоренковой, “черной дырой“ полуостров, точно, не станет. Собственно, и сегодняшние разговоры о том, что Крым обеспечивает себя лишь на 34%, не соответствуют действительности. Так, например, всего в 2013 г. здесь было собрано порядка 15,6 млрд грн. бюджетных поступлений: за их счет было обеспечено 10,7 млрд грн. расходов и еще – 4,35 млрд грн. поступило из госбюджета (Украины), при том, что 5,13 млрд грн. налоговых платежей было отправлено из Крыма в Киев. То есть, Симферополь получил оттуда столько же, примерно, сколько туда и перечислил, пояснила первый замминистра экономики.
С учетом приведенных разъяснений, однако, не вполне ясны последние заявления о том, что для покрытия дефицита бюджета Крыма, ключевые параметры которого после 16 марта были увеличены вдвое (доходы - до 11,484 млрд грн или 41,55 млрд руб. при расходах в 11,375 млрд грн.), в этом году потребуется около 36 млрд рублей или 1 млрд долларов США. Причем эту цифру, обозначенную главой Минэкономразвития Алексеем Улюкаевым, накануне скорректировал министр финансов Антон Силуанов. По его оценке, общий дефицит бюджета Крыма и Севастополя составит в 2014 г. 55 млрд руб. Понятно, что предстоящая перенастройка денежно-финансовой, налоговой, пенсионной и прочих систем на полуострове потребует существенного увеличения расходов. Но и они, очевидно, должны быть предсказуемыми и подконтрольными.
Пенсии
А поскольку контроль невозможен без четких изначальных данных, необходимо уточнить, что и гуляющая в СМИ информация о несметном количестве пенсионеров в Крыму, достигающем 1,6 млн. тоже не соответствует действительности. Как сообщили в пенсионном фонде АРК, всего здесь 557000 пенсионеров, из них 35000 – военные пенсионеры. Работников же бюджетной сферы в Крыму, как уведомили в здешнем Минфине, насчитывается, примерно, 190000. При этом общая численность населения здесь составляет 1,967 млн человек.
Наталья Приходко