Живым щитом на пути военных готовы встать жители Луганской области. Накануне местным жителям удалось перекрыть движение колонне бронетехники. Недовольство киевскими властями в регионе нарастает, поскольку уровень жизни стремительно падает.
В лесу на окраине небольшого села Райгородока в семидесяти километрах от Луганска появились танки. Тут же расположены БТРы и военные грузовики, их двигатели еще теплые. Командир о чем-то спорит с жителями деревни. "Мы никуда не поедем, мы охраняем порядок. Не ищите во мне врага, пожалуйста: я выполняю приказ", — просит он.
Человек в форме признается: эта колонна — из действующей военной части под Житомиром. Солдат бросили на усмирение донецкого Славянска, но они не хотят стрелять в мирных людей. Вокруг появляются баррикады из покрышек.
В десятке километров от Райгородка есть небольшой шахтерский городок Стаханов. Здесь отголоски военной кампании, развернутой киевским властями против собственного населения, пока отдаются лишь эхом. На центральной площади стоит палатка активистов самообороны, возле которой постоянно собираются люди. Стаханов сейчас живет на единой волне со всем Юго-Востоком. Правда, о политике здесь говорят намного меньше, чем о экономике.
Стаханов — некогда крупнейший промышленный центр Луганской области. Здесь было 4 шахты и 20 заводов, тяжелое машиностроение и химическое производство. Но сейчас из действующих предприятий осталось лишь два. "В последние месяцы началось настоящие обнищание, — говорит местная жительница. – Мы были недовольны Януковичем, но такого произвола при нем не было. У меня дочка работает в школе, и ей сказали, что теперь будут платить зарплату только 50 процентов".
Каждый поход в магазин — испытание для пустеющего кошелька. Цены растут каждый день. С конца февраля они поднялись в среднем на сорок процентов. Те, кто может уезжают на заработки в Россию. Самые богатые сейчас — пенсионеры. Например, бывший шахтер Геннадий Павлович Овсейчук получает повышенную пенсию — тысячу восемьсот гривен. "Если оплатить услуги, то на жизнь останется где-то восемьсот гривен, электроэнергия дорожает", — рассказывает он.
Люди доведены до такой степени отчаяния, что спокойный, тихий городок готов взорваться в любую минуту. "Конечно, народ возбужден, — говорит член координационного совета самообороны Стаханова Геннадий Гриневич. – Народ требует захватов. Какой в них смысл? Силовой захват ни к чему не приведет. Мы пытаемся погасить эти настроения, но, боюсь, в ближайшее время не смогу народ удержать".
Меньше чем за неделю маленький лагерь в Стаханове разросся в целый городок. Почти полсотни палаток — от армейских до туристических — подписаны названиями городов, кто откуда приехал. Здесь представлена вся география Луганской области. Появились свои улицы и кварталы, межу которых проложили деревянные дорожки. В городке постоянно живут около тысячи человек. Самая большая проблема здесь — это электричество. Во всем городке есть лишь десяток розеток. Мощность у них небольшая, но зарядить телефон вполне хватает. Сотни метров проводов запутанными клубками тянутся к местам массового скопления людей, в основном к кухням. Их здесь за последнюю неделю появилось уже с десяток.
В связи с началом силовой операции в Донецкой области, здесь в Луганске, напряжение высоко, как никогда. Люди в любой момент готовы встать живым щитом на пути военной техники.
Сергей Самоха