Большой и сложный этап интеграционного процесса с участием трех стран – Казахстана, России и Беларусь, ознаменуется на этой неделе долгожданным подписанием договора о создании Евразийского экономического союза. Какую роль в дальнейшем может сыграть ЕАЭС на геополитической карте мира, станет ли этот союз одним из ключевых экономических партнеров Европы и Китая, передает сайт Премьер-Министра РК.
- Михаил Васильевич, участники прошедшего VII Астанинского экономического форума достаточно часто отмечали в своих выступлениях изменения, происходящие в глобальной системе экономических и политических координат, о том, что основной спрос и рост мировой экономики приходится на развивающиеся рынки, с этой точки зрения каковы перспективы развития ЕАЭС? Какие возможности и выгоды дает интеграция в рамках ЕАЭС?
- Перспектива ЕАЭС очень важна с точки зрения формирования единого рынка. Это процесс не одного дня, процесс кооперации на уровне ряда отраслей в промышленности и АПК сегодня отрабатывается в деталях, идет поиск тех свободных ниш, которые станут наиболее выгодными, как в рамках нашего союза, так и в партнерстве с третьими странами. Договор ЕАЭС дает дополнительные возможности сотрудничества для бизнеса наших стран, поскольку речь идет о формировании единого рынка в финансовой сфере, в том числе с учетом формирования соответствующей инфраструктуры в Алматы к 2025 году, в секторе электроэнергетики, в сфере фармацевтики. Единый рынок - это, соответственно, мобильные трудовые ресурсы, общий товарооборот в разных отраслях и, конечно, это драйв экономики, потому что за этим стоит получение дополнительной прибыли. Весь этот процесс предполагает, соответственно, совместную работу по многим направлениям, ведь, по сути, процесс настоящей полномасштабной интеграции на основе нового договора только начинается, мы переходим от теории к практике, что называется. И то, что мы планируем сегодня устранить барьеры, я думаю, это большой плюс.
- Каковы, на Ваш взгляд, перспективы расширения ЕАЭС?
- Предпосылки к расширению союза, разумеется, есть, как и у любого другого интеграционного объединения. Мы сегодня говорим о странах бывшего Советского союза, которые сегодня имеют достаточно равные возможности в развитии экономики, и это, конечно, объединяет. Сохраненный исторический менталитет наших народов, когда-то объединенных, и разъединенных 20 лет назад, тоже способствует единению наших экономик. Без сомнения, я думаю, что вопросы, связанные с формированием инфраструктуры, сегодня имеют исторические корни и сформированы с учетом бывшего Советского Союза. Если говорить о расширении с точки зрения формирования единого экономического пространства, то речь идет о присоединении таких стран, как Армения и Кыргызстан. К слову, в Кыргызстане воля к объединению имеет очень высокий уровень. Я думаю, что дальше можно будет говорить об участии в союзе Таджикистана и так далее. Мне кажется, этот процесс с точки зрения географического расширения необратим.
Сегодня предпринимаются меры по формированию единой инфраструктуры с евразийским пространством. Надо сказать, что укрепление экономической мощи предполагает интеграцию и с теми странами, которые пока не войдут в ЕАЭС, но с которыми у нас сложились прекрасные отношения с позиции взаимодействия в области экономики. На первое место в этом списке можно поставить Китай, являющийся драйвером экономического развития евразийского пространства.
Не смотря на регионализацию в направлении совершенствования человеческой деятельности на глобальном пространстве, следующий тренд развития евразийского пространства - это интеграция в рамках глобальной экономики. И в первую очередь, речь идет о взаимодействии в сфере инноваций и высоких технологий с такими странами, как США и Европа.
- Может ли ЕАЭС стать столь же влиятельным союзом, как ВТО, ЕС и другие?
- Я думаю, что есть все основания для того, чтобы это экономическое пространство получило новое дыхание. В отличие от тех стран, которые когда-то были соединены в Европейский союз, ЕАЭС содержит меньшее количество барьеров. Это связано, во-первых, с историческими мотивами нашего совместного развития. И второе, мы должны прекрасно понимать, что та инфраструктура, которая сегодня используется нашими государствами, это инфраструктура бывшего Советского Союза. Преимущественно, это то, что мы используем, то, что объединяет. Не надо строить какие-то новые инфраструктурные проекты для того, чтобы этот экономический союз развивался. И в этом, собственно, мы находим на сегодня большое преимущество ЕАЭС перед другими объединениями в мировом пространстве.