Казахстан, как и другие страны мира, в полной мере испытал на себе пресс мирового экономического кризиса. Тем не менее экономика государства достаточно быстро восстанавливается и демонстрирует стабильный рост. Об этом говорилось на сессии "Инвестиционная привлекательность Казахстана и Центральной Азии".
Очевидно, что в самой стране получение финансирования на крупные проекты – задача не из легких. Как отметил спикер сессии, финансист Анвар Сайденов, как правило, казахстанские коммерческие банки не заинтересованы или зачастую не в состоянии финансировать крупные проекты, требующие больших и длинных денег. И происходит это потому, что, несмотря на принимаемые правительством реформы, все еще остается пробел между финансированием и условиями, по которым банки могут предоставлять это финансирование. Поэтому, считает финансист, роль государства в крупных проектах, имеющих социально-экономическую направленность, с точки зрения финансирования особенно важна.
Впрочем, очевидно и то, что государство в свою очередь также заинтересовано в привлечении инвестиций со стороны. Во-первых, потому что, финансируя инвестиционные проекты, инвестор оказывает косвенное воздействие на ситуацию в стране. Чтобы не потерять свои средства, он стремится минимизировать риски и получить максимальный эффект от своей инвестиционной деятельности. Во-вторых, потому что привлеченные извне инвестиции способствуют росту социально-экономических показателей в стране, таких как налоги, рабочие места, уровень произведенной продукции и пр.
Дьявол кроется в деталях
Главным индикатором привлекательности Казахстана является приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ). По информации председателя Комитета по инвестициям МИД РК Ардака Зебешева, за годы независимости Казахстан привлек более 410 млрд долларов. В 2022 году валовый приток ПИИ в Казахстан составил 28 млрд долларов, что на 17,8% выше, чем в 2021 году – 23,8 млрд долларов. Это крупнейший приток инвестиций за последние 10 лет.
Тройку стран, ставших лидерами по наибольшему притоку ПИИ в Казахстан, возглавляют Нидерланды, влившие в нашу страну 110,4 млрд долларов (29,3%). Второе место занимают США – 51,9 млрд долларов (13,8%). Третье место заняла Швейцария – 32,5 млрд долларов (8,6%).
ПИИ других стран в Казахстан распределяются следующим образом:
• Китай – 22,7 млрд долларов (6,0%);
• Россия – 19 млрд долларов (5,0%);
• Франция – 17,9 млрд долларов (4,8%);
• Великобритания – 16,4 млрд долларов (4,4%);
• Бельгия – 11,3 млрд долларов (3,0%);
• Южная Корея – 8,1 млрд долларов (2,2%);
• Япония – 7,3 млрд долларов (1,9%);
• Италия – 7 млрд долларов (1,9%).
Вместе с тем среди стран Центральной Азии Казахстан все еще остается фаворитом в плане привлечения иностранных инвестиций. К примеру, как было отмечено выше, по итогам 2022 года валовый приток иностранных инвестиций в Казахстан составил 28 млрд долларов, а по данным Нацбанка РК, за последние 5 лет Казахстан ежегодно привлекал более 20 млрд долларов ПИИ. Даже в неудачный для всего мира пандемийный 2020 год приток ПИИ в РК составил 17,2 млрд долларов. Для сравнения: Узбекистан в 2020 году освоил 11,1 млрд долларов иностранных инвестиций, а Кыргызстан даже в 2021 году сумел привлечь лишь 503,5 млн долларов ПИИ.
Более того, в Кыргызстане наблюдается отток ПИИ, и хотя он сокращается, на деле сумма выходит внушительная. По данным Нацстаткома Кыргызстана, в январе-сентябре 2022 года по сравнению с аналогичным периодом 2021 года отток ПИИ сократился на 1,6% и составил 563,5 млн долларов.
Факторы привлекательности для инвесторов
Для инвесторов, учитывающих все риски, главными являются несколько факторов:
• политическая стабильность,
• стабильность законодательства,
• эффективность госуправления на территории всей страны.
В Казахстане же преимуществом, о котором, кстати, говорили спикеры форума ADFIAP, является еще и удобное географическое положение. Так, к примеру, по словам Ардака Зебешева, Казахстан фактически является ключевым звеном на Шелковом пути и соединяет Европу и Азию. Мы играем роль транзитной страны, и сейчас наша роль усиливается, даже несмотря на проблемы с логистическими цепочками, возникшие в результате геополитической нестабильности.
Директор Департамента инвестиционной политики Миннацэкономики РК Алия Есдаулетова, выступая на сессии "Инвестиционная привлекательность Центральной Азии", рассказала о механизмах стимулирования инвестиционной активности в нашей стране. В частности, по ее словам, в РК функционируют 14 специальных экономических и 33 индустриальных зоны, которые предоставляют инфраструктуру и широкий спектр инвестиционных преференций, упрощены процедуры открытия и ведения бизнеса, создана прочная нормативная правовая база и благоприятные условия для инвестиционной деятельности. Что, собственно, и способствовало беспрецедентному привлечению ПИИ в прошлом году.
Также, по словам Алии Есдаулетовой, законодательством РК предусмотрена возможность заключения Соглашения об инвестиционных обязательствах, которым гарантируется стабильность налогового законодательства на 10 лет предприятиям-товаропроизводителям. В свою очередь инвестор обязуется вложить средства (не менее 500 млн долларов) в запуск или модернизацию производства и обучение казахстанских кадров.
Представитель Миннацэкономики также напомнила, что в РК утверждена новая Концепция инвестполитики, с 76 странами действует безвизовый режим, функционирует институт инвестиционного омбудсмена. А для продвижения стандартов ответственного ведения бизнеса и руководящих принципов ОЭСР в Казахстане создан Национальный контактный центр при МНЭ РК.
Помимо всего прочего, среди положительных показателей, влияющих на решение иностранных инвесторов, можно выделить динамику ВВП. В частности, если рассматривать совокупный ВВП Казахстана, то в 2022 году он составил 220,5 млрд долларов США. Среднегодовой темп роста ВВП за последние 6 лет составляет 4,3%, тогда как в среднем по миру он составляет 2,6%.
Казахстан также является лидером по внешнеторговому обороту, через нашу страну проходит 60% всего среднеазиатского импорта и экспорта. В 2022 году внешнеторговый оборот страны достиг рекордной отметки в 34 млрд долларов, что представляет собой рост более чем на 30% по сравнению с 2021 годом.
Ложка дегтя или бочка с медом
Одним из рисков для Казахстана, учитывая конфликт между Россией и Западом, может стать резкое увеличение частных трансфертов и приток мигрантов из РФ, в результате чего Запад начал поглядывать в сторону Казахстана с неодобрением. В то же время частные трансферты из России и приток мигрантов поддержали сферу услуг в РК и вызвали рост денежных переводов.
В Таджикистане и Узбекистане также отмечалось удвоение величины чистых денежных переводов, они составили от 13% до 23% ВВП. При этом чистые денежные переводы в Кыргызстан, который исторически зависел от денежных переводов работников-мигрантов из России, в 2022 году, наоборот, уменьшились примерно на 6 процентных пунктов ВВП. Масштабы этих притоков имеют критическое значение для макроэкономической ситуации в некоторых из этих стран, и неопределенность касательно их будущего размера и темпов изменений создает определенный социально-экономический риск, в том числе и для Казахстана, тесно сотрудничающего со странами региона.
К слову, согласно последнему отчету МВФ, в ответ на крупные притоки капитала из России некоторые банки стран-получателей средств в странах Кавказа и Центральной Азии (КЦА) увеличили свои ликвидные активы за границей. Однако при этом чистый приток прямых иностранных инвестиций увеличился во всем регионе в среднем примерно на 1 процентный пункт ВВП по сравнению с 2021 годом, более чем компенсировав отток портфельных инвестиций в странах-получателях.
Также следует отметить и другой риск, связанный с притоком мигрантов из РФ. Поскольку произошло повышение спроса в сфере услуг, в Казахстане автоматически увеличилось давление на цены на рынках аренды и покупки жилья. По данным МВФ, арендная плата в Грузии и Казахстане в конце 2022 года в реальном выражении выросла более чем на 20% относительно того же периода 2021 года, создавая давление в условиях уже высокой инфляции.
Следующий риск заключается в препонах для иностранного капитала. Понятно, что прозрачность и политическая стабильность являются положительными сигналами для инвесторов, поэтому власти страны проводят реформы и по возможности облегчают инвестполитику в РК, но для того чтобы все это действительно работало, необходим контроль за происходящим на местах. Выше отмечалось, что эффективность госуправления на территории всей страны является одним из трех важных факторов привлекательности для иностранных инвесторов.
Наконец, ужесточение финансовых условий Центробанками Запада и некоторых стран КЦА может подтолкнуть инвесторов к переоценке устойчивости по движению капиталов, что в итоге может вызвать некоторую финансовую напряженность. С другой стороны, Нацбанк РК четко придерживается выбранного курса, сохраняя базовую ставку на уровне 16,75%, что тоже является положительным моментом для привлечения ПИИ.
Таким образом, в заключение стоит отметить, что Ардак Зебешев, безусловно, прав, когда говорит, что любые вызовы и сложности создают новые возможности. Главное – сохранять понятные всем правила игры и не менять их.