Директор Департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Агентства по регулированию и развитию финансовых услуг Александр Терентьев напомнил об основных правилах безопасности в онлайне и офлайне, которые могут помочь защититься от мошенников.
Замена счетчиков, фальшивые опросы и выигрыши
Вишинг, или телефонное мошенничество с элементами социальной инженерии, является одной из самых распространенных форм обмана. Мошенники могут представляться работниками банков, полиции, КНБ, коммунальных служб или других авторитетных учреждений. К примеру, в Алматы злоумышленники в последнее время выдают себя за сотрудниковТОО "АлматыЭнергосбыт" или АО "Алатау Жарык Компаниясы" (АЖК) и под видом замены электросчетчиков требуют сообщить SMS-код.
Также в вишинг-схемах мошенники часто используют голосовые боты, с помощью которых проводят фальшивые опросы и лотереи, запрашивая конфиденциальную информацию у казахстанцев.
Что делать? Если звонит неизвестный и заводит речь о деньгах, завершите разговор. Перезвоните самостоятельно в ту организацию, от чьего имени вам позвонили.
Запомните основные признаки, по которым можно распознать телефонных мошенников:
- Неожиданность звонка и искусственная срочность.
- Давление на жертву с просьбой предоставить личные данные.
- Странные инструкции и убеждения, например, о подозрительной активности на счету.
Фото: fingramota.kz
Лжеюристы
Граждане, которые потеряли деньги в результате различных мошеннических схем, могут столкнуться с псевдоюристами, обещающими вернуть украденные средства.
Злоумышленники активно действуют в социальных сетях, размещают рекламные объявления в интернете, в частности, в социальных сетях. Они используют эмоциональную уязвимость людей, находящихся в стрессовом состоянии после потери денег. В таком состоянии многие готовы поверить любому, кто предложит помощь.
Граждане верят лжеюристам, передают им свои средства, но в итоге оказываются у разбитого корыта с еще большими потерями.
Что делать? Если вы столкнулись с мошенниками, которые смогли обнулить ваши счета и карты, а также оформить на вас кредиты, то необходимо обратиться в правоохранительные органы.
Не верьте обещаниям различных компаний, которые гарантируют возврат украденных средств. Только мошенники могут обещать "золотые горы" и гарантировать возврат инвестиций, в том числе вложения в якобы инвестиционные проекты.
Истекший срок SIM-карты
Еще один распространенный вид мошенничества связан с уведомлениями о якобы истекшем сроке действия SIM-карты. "Вас беспокоит сотовый оператор. Срок действия вашей SIM-карты истекает. Если вы ничего не предпримете, ваш номер будет заблокирован. Вы хотите продлить обслуживание?" — примерно так обращаются мошенники к ничего не подозревающим гражданам посредством телефонных звонков или переписки через мессенджеры.
Если человек продолжает общение, мошенники просят продиктовать или написать SMS-код и другие персональные данные. С полученной информацией они могут взломать банковский счет или оформить подставной кредит. Мошенники действуют по двум схемам: они могут сделать виртуальный дубликат SIM-карты или подключить услугу переадресации звонков и SMS на другой номер. Таким образом преступники получают доступ к онлайн-банкингу своей жертвы.
Множество историй о мошенничестве начинаются именно с того, что человек был уверен в своей защищенности, а затем оказался обманут.
Почему это происходит? Причина кроется в человеческой психологии. Под давлением, угрозами, в состоянии стресса некоторые граждане становятся более уязвимыми пред мошенниками. Помните, что никто не застрахован от обмана, и аферисты легко находят слабые и уязвимые места у людей.
Правила безопасности для защиты от онлайн-мошенничества
Никогда не сообщайте посторонним персональную информацию: пароли, ПИН-коды, CVV/CVC-коды и срок действия карт, ЭЦП, ИИН и др.,независимо от того, кем они представляются.
Отключите прием звонков со скрытых номеров через услуги операторов связи или приложения (скачивайте их только из Google Play и App Store и читайте отзывы).
При звонках от якобы сотрудников банка или полиции и иных организаций, когда вам угрожают, пугают и заводят речь о деньгах, не вступайте в диалог и не следуйте их инструкциям.
Не публикуйте номер своего телефона в социальных сетях и на форумах. Лучше используйте для банковских операций номер, который не используется для переписок и звонков.
Всегда перезванивайте друзьям и близким, которые просят занять деньги в мессенджерах — возможно, их аккаунты взломаны.
Не переходите по гиперссылкам в сообщениях от незнакомцев, даже если они приходят от знакомых.
Регулярно обновляйте операционные системы и антивирусы на всех устройствах – от телефонов до компьютеров.
При покупках обращайтесь только к официальным сайтам и проверяйте их адреса через специальные сервисы.
Заведите виртуальную карточку для интернет-покупок, пополняя ее на небольшие суммы.
Не сообщайте свои конфиденциальные данные при опросах, лотереях и конкурсах.
Не используйте один и тот же пароль для банковских приложений, почты и интернет-магазинов — сделайте его сложным.
Не отправляйте важные документы через мессенджеры даже родным и близким.
Если вы решитесь заказать услугу "Добровольный отказ от получения банковских займов, микрокредитов", то сделайте это самостоятельно на сайте е-gov.kz и в приложении е-gov mobile.
Следуя этим простым рекомендациям, вы сможете избежать лишних волнений и финансовых потерь. Если вы все же подозреваете, что могли совершить ошибку, сохраняйте спокойствие: сразу звоните в банк для блокировки карточек и счета и в полицию.