Специфика ювенальной юстиции

В настоящее время большинство экспертов и специалистов рассматривают ювенальную юстицию в качестве важной части социальной политики при работе с детьми и молодежью, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Специфика ювенальной юстиции (ЮЮ) заключается в комплексном характере охватываемых ею сфер и проблем. ЮЮ родилась в результате встречного движения юристов, стремившихся в решении сложных проблем детской и подростковой преступности выйти за узкие и формализованные рамки нормативных предписаний, и людей, занимавшихся социальной работой и старавшихся в своей деятельности по преодолению девиантного поведения (совершения поступков, которые противоречат социальным нормам) получить поддержку полицейских, судей и других должностных лиц, в чьем ведении, в конце концов, и оказывались молодые люди из так называемой группы риска. 

В настоящее время большинство экспертов и специалистов рассматривают ЮЮ в качестве важной части социальной политики при работе с детьми и молодежью, находящимися в трудной жизненной ситуации.

При всем разнообразии взглядов на ювенальную юстицию можно, сгруппировав различные мнения, выделить два подхода к рассматриваемому явлению. В частности, один из крупнейших российских специалистов в данной области Э. Б. Мельникова относит к ЮЮ преимущественно и даже почти исключительно специализированные судебные органы. 

Правда, не только в виде отдельной системы судов, но и в виде судебных присутствий или коллегий в рамках судов общей юрисдикции /1/. Хотя она же отмечает в некоторых своих работах, что модернизация ЮЮ включает и появление административных органов, альтернативных ювенальным судам (причем отметим, такие административные органы рассматриваются не сами по себе, а как альтернатива судам). Выраженный Э. Б. Мельниковой подход поддерживается иными авторами /2/.

В соответствии с другим подходом предлагается включить в систему ЮЮ значительно более широкий круг органов: комиссии по делам несовершеннолетних; уполномоченного по правам ребенка; специализированные органы и учреждения, в чью компетенцию входит решать те или иные задачи, связанные с молодежной политикой, обеспечением прав несовершеннолетних, борьбой с подростковой преступностью и т. п.; органы опеки и попечительства над несовершеннолетними; ювенальные ораны следствия и дознания, семьи по делам семьи и несовершеннолетних; воспитательные колонии и другие учреждения длительной изоляции несовершеннолетних правонарушителей /3/.

Похожей позиции о необходимости комплексного подхода к ювенологии придерживается также коллектив казахстанских авторов, представляющих Карагандинский университет «Болашак» /4/. Схожее мнение выражают узбекские /5/ и украинские авторы /6/. Среди монографий и отдельных публикаций в СМИ следует отметить большое количество категорически отрицательных мнений о рекомендуемой всем нам западной модели ЮЮ /7/. 

Итак, в настоящее время в ряде стран СНГ сложились два подхода к ювенальной юстиции и, соответственно, к установлению внешних границ системы ЮЮ, т. е. к определению того, какие институты принадлежат этой системе в качестве ее элементов. Отсутствие же единого подхода в рассматриваемой сфере имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку дискуссии по проблемам ювенальной юстиции оказывают непосредственное воздействие на ход разработки соответствующих законопроектов.

Вместе с тем нельзя оставить без внимания то, что в ряде западных государств, чьи юристы, педагоги и социологи считаются основоположниками ЮЮ, уже началось критическое переосмысление накопленного опыта в этой сфере, который имеет едва ли больше положительных примеров, чем отрицательных. В ряде стран наметилась тенденция отказа от существующих ныне концепций ювенальной юстиции. 

В постсоветских странах политики и общественные деятели стараются активно внедрять систему ЮЮ, главной задачей которой является защита прав детей. Но, стараясь ввести систему ЮЮ в отдельных странах СНГ, в частности, в Казахстане, надо основательно изучить подобный опыт в зарубежных странах, в большинстве своём западных. Тем более что анализ показывает, что этот опыт преимущественно далёк от положительного, а тем более идеального и повсеместно приемлемого. 

Комплексный характер сферы ЮЮ предполагает, что ею наряду с юридическими вопросами рассматриваются психологические, социальные и социально-технологические проблемы, исторические пути развития ювенальной юстиции. Без этого трудно, а может быть, и вообще невозможно понять основные тенденции её сегодняшней эволюции и ситуацию в современном Казахстане на фоне многообразного опыта различных стран, что дает представление о сути ювенальной юстиции, её разнообразных проявлениях в конкретных условиях /8/.

До сих пор в мире не выработано единых понятий «ювенальная юстиция» и система «ювенальной юстиции». Причем различия в понимании этого явления — и как социального, и как правового – существуют не только на уровне государств, но даже между регионами одной страны: например, между штатами США, имеющими собственные законодательства, между губерниями Российской Федерации, федеральными землями Германии и др. А в Казахстане стало известным понятие «ювенология», которое пока даже не вошло в электронные и печатные словари /4/.

Безусловно, основу ЮЮ составляют специализированные суды (судьи) по делам несовершеннолетних. К этой же сфере в последнее время стали относить создаваемые аппараты омбудсменов (уполномоченных при президентах или правительствах) по правам ребёнка. Однако становится очевидным, что, учитывая специфику разбираемых ими дел, успешно работать они могут только с опорой на помощь психологических служб, педагогических кадров, социальных работников. Нельзя также забывать, что в судебном разбирательстве участвуют не только судьи, но и прокуроры и адвокаты. 

При этом, естественно, смысл существования ЮЮ состоит не просто в том, чтобы дела несовершеннолетних рассматривались специализированными судами, а в том, чтобы благодаря адекватным судебным решениям повторная преступность свелась бы к минимуму или, в идеале, вообще бы сошла на нет, а также в том, чтобы в результате профилактических мер, в том числе и путем своевременной защиты прав ребенка и разрешения различного рода конфликтов, в которые вовлечены дети, количество несовершеннолетних с делинквентным поведением стремилось бы к нулю. 

Рассмотрим ряд трактовок понятия «ювенальная юстиция»:

Итак, в разных странах существуют разные понятия, модели и даже термины: ювенальная юстиция, ювеналистика, ювенология, юстиция по делам несовершеннолетних и, вероятно, другие. Где-то учреждения ювенального профиля представлены лишь судебными органами. Где-то, помимо судов, – различными организациями, занимающимися вопросами детства и социальной защитой несовершеннолетних, что предполагает и разнообразные профилактические меры, в том числе и вмешательство во внутренние дела семьи. 

А в некоторых странах, например, в Украине, звучат социальные инициативы о внедрении института социальных инспекторов или участковых, хотя существует уже отработанная система инспекций по делам несовершеннолетних /13/.

И если мы продолжим приводить примеры понятия «ювенальная юстиция» в национальном законодательстве остальных стран мира, то не найдём даже двух абсолютно идентичных. Будут отдельные аналогии, но расхождений – в понимании самой ювенальной юстиции, сферы её применения, категорий применения, возрастных рамках понятия «несовершеннолетние», комплексе мер воспитания, принуждения или наказания и других параметрах – будет многократно больше. 

По одним только возрастным параметрам слово «несовершеннолетние» имеет в национальных законодательствах разных стран такой разброс по максимуму и минимуму, что вызывает противоречивые чувства, самое мягкое из которых – удивление. Так, в Катаре, Омане, Саудовской Аравии минимальный возраст вступления в брак вообще не установлен. 

В Йемене можно уже в 9 лет, а в 12 – уже в нескольких странах, в 13 – список расширяется, причем туда попадают и такие признанно респектабельные страны, как Испания и Япония /14/. Но физически неразвившиеся девочки нередко погибают во время первой брачной ночи с взрослым мужчиной. У цыган брак, зачатие и деторождение, когда обоим супругам по 11 лет, считается нормой. 

Наиболее распространен брачный возраст в 16 лет, затем – в 14 и 15; всего в четырех странах он наступает в 17 лет, а восемнадцать – опять массово распространен. Список завершает Тунис, где гражданам, решившим соединить жизни узами брака, приходится ждать до 20 лет.

В США молодым людям, не достигшим 21 возраста, запрещено употреблять даже слабоалкогольные напитки, хотя водить автомобиль они имеют право уже с 16 (в штате Южная Дакота – с 14), управлять самолётом – с 17 лет, планером и воздушным шаром – с 16. А во Франции «несовершеннолетний» возраст – от 10 до 18 лет – подразделяется еще на три подкатегории. 

В России паспорт выдают в 14 лет, при этом совершеннолетие начинается с 18-ти, уголовная ответственность наступает с 16-ти (иногда с 14-ти), брак заключать можно в 18, а если очень хочется, и есть «уважительная причина» в виде беременности, то в 16, а в некоторых регионах – и в 14 лет.

Казахстанское законодательство определяет границы уголовной ответственности несовершеннолетних в рамках от 16 до 18 лет /15/. 

Учитывая вышеприведенные мнения зарубежных и отечественных специалистов-ювенологов, опыт ювенальной юстиции в разных странах, автор предлагает следующее рабочее и пока неофициальное определение ЮЮ: это система обеспечения и защиты прав несовершеннолетних, чей возраст ограничен рамками национального законодательства. 

Она охватывает специализированные судебные, иные государственные и муниципальные органы и учреждения, неправительственные организации, деятельность которых нацелена на решение проблем лиц данной возрастной категории в трудной жизненной ситуации, приведшей к конфликту с законом, путем принятия в соответствии с их статусом и полномочиями мер, сочетающих в себе способы воздействия как формально-юридические (в том числе принуждение), так и психологические, педагогические, социальные. 

Подчеркнём, что необходим системный подход к ЮЮ, когда внимание уделяется не только центральному элементу этой системы, но всем ее элементам. В противном случае может быть подорвана эффективность функционирования всей системы отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (без вспомогательных служб и организаций ювенальному судье довольно затруднительно вынести адекватное решение, а при плохо работающих службах, отвечающих за исполнение наказаний, даже самые хорошие с содержательной точки судебные решения не смогут иметь положительного эффекта).

В то же время отметим главную проблему системы ЮЮ: она имеет и свою теневую, и часто отрицательную сторону. Так, под прикрытием защиты прав детей, ювеналистика развращает их, подталкивает к удовлетворению все возрастающих желаний и прихотей, а значит, и к употреблению и сигарет, и алкоголя, и наркотиков, «ведь надо все попробовать и не останавливать свои желания». 

Кроме того, родители уже не в состоянии материально обеспечить все прихоти своих детей. И тогда дети вступают на путь правонарушений и берут сами то, что захотят, так как по законодательству многих западных стран они – не подсудны, а значит, безнаказанны, и ювенальные психологи при этом им постоянно твердят: «Не давай нарушать своих прав, исполняй свои желания». 

То есть наркомания, токсикомания, детская преступность возрастают с каждым днем, а остановить ее не позволяет законодательство, так как наказать молодых правонарушителей за преступления нельзя, ведь они «еще маленькие». Но когда они вырастут, то будет уже поздно, так как если малолетнего преступника вовремя не остановить, то он, чувствуя свою безнаказанность, будет только возрастать в своей злобе и агрессивности. 

В 2011-12 годах участниками террористических актов против работников силовых структур в Казахстане были именно молодые люди, абсолютное большинство которых до этого имели проблемы с законом ещё в несовершеннолетнем возрасте, но были «ювенально прощены». Поэтому вводить ЮЮ западного образца, как модное веяние, тем более что страны Запада уже от неё отказываются, в большинстве стран СНГ, в том числе и в Казахстане, ни в коем случае нельзя. 

Вместо того чтобы создавать такую ЮЮ, которая будет забирать детей у бедных или иных материально несостоятельных родителей, как это часто делается на Западе, надо сначала постараться им помочь и создать нормальные условия для жизни. Поэтому, чтобы реально оградить детей от правонарушений, нужно так активизировать систему ЮЮ, ювенальной и общесоциальной политики, чтобы они были направлены на реальную помощь семьям, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах. 

Ювеналистика не должна оказаться на побегушках у органов опеки, специализирующихся на незаконном отъёме детей у законных родителей в пользу приёмных «родителей»-садистов, богатых педофилов и производителей порнофильмов с участием детей. 

В настоящее время, к сожалению, современная ЮЮ в большинстве своём сводится к репрессиям по отношению к родителям (даже если они порядочные, но бедные, хоть и занимающиеся воспитанием и содержанием детей); оправданию (либерально-попустительскому объяснению) любых поступков и правонарушений несовершеннолетнего (даже если он убийца, грабитель, террорист, насильник или торговец наркотиками).

Согласно большинству государственных концепций развития юстиции для несовершеннолетних нужно: усовершенствовать сферу профилактики детской преступности путем применения восстановительных и проактивных методик; создать эффективную систему реабилитации несовершеннолетних, совершивших правонарушения, с целью их перевоспитания и ресоциализации. Ни в одной концепции четко не прописаны основные пути общественной, школьной и семейной профилактики преступности,

Нужно всегда помнить, что только семья всегда была и будет главной ячейкой общества (как бы тривиально это не звучало), именно здесь ребенок получает всю полноту любви и начинает ощущать себя полноценной личностью. И никакие ювенальные «приюты», интернаты и тем более ювенальные суды и органы опеки, нередко действуя бездушно, не могут заменить ему родителей. К счастью, у нас в Казахстане культ семьи очень высок, именно она сплачивает и цементирует все слои общества – независимо от социального, образовательного, материального и любого другого уровня /16/.

В. Задерий

Литература

  1. Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция. М.: Фонд НАН, 1999. 176 с.

  2. Мельникова Э., Ветрова Г. Российская модель ювенальной юстиции (теоретическая концепция). Правозащитник. 1996. № 1. С. 22-41.

  3. Федеральный закон «Основы законодательства о ювенальной юстиции Российской Федерации». Авторский проект. В. Д. Ермаков, М. З. Ильчиков, Е. А. Абросимова и др. М., 1999. С. 8-9.

  4. Ювенология. Под ред. Н.О. Дулатбекова. Алматы: Жетi жарғы, 2008. 424 с.

  5. Исмаилов Б.И. Правовые основы системы ювенальной юстиции. Ташкент: АГОС, 2002. 231 с.

  6. Ювенальна юстиція України. Харкiв, 2006. 670 с.

  7. Чуприй Л. В. Есть ли будущее у человечества? Книга 1. Знаки Апокалипсиса. Киев: Кафедра, 2012. 280 с. 

  8. В Казахстане создаются специализированные суды по делам несовершеннолетних. Новости МТРК-Общество; mtrk.kz. 2012. 20 мая. 

  9. Ювенальная юстиция.

  10. Автономов А. С., Хананашвили Н. Л. Проект «Федеральный закон «Об основах системы ювенальной юстиции». detirossii.ru/12973.php.

  11. legifrance.gouv.fr

  12. Штыкова Н.Н. Ювенальная юстиция в США, Англии и России XIX-XX в. Историко-правовой анализ. Автореф. дисс. к. ю. н. Н. Новгород, 2001. 28 с.

  13. Котляр H. Ювенальная юстиция: нечеткие определения приводят к мифам. Зеркало недели. Украина. 2012. 25 мая. 

  14. Время пить, жениться, умирать за Родину. pravda.ru/society/how/. 2010. 19 октября.

  15. УК РК. Раздел VI. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

  16. Новиков В. Страна, семья, традиции. Казахстанская правда. 2012. 8 сентября.

Казахстан
Следите за новостями zakon.kz в: