Как стало известно «Ъ», в конце 2012 года правительство России отправило в правительство Казахстана официальную ноту с требованием дать объяснения по поводу высказываний главы Казахского космического агентства Талгата Мусабаева во время его выступления в казахстанском парламенте 10 декабря.
«Нота была подготовлена в аппарате первого вице-премьера Игоря Шувалова, поскольку именно он возглавляет российскую сторону межправительственной комиссии,— говорит источник «Ъ» в правительстве.— Теперь мы ждем ответа, поскольку высказывания главы Казкосмоса были необоснованно резкими и вне рамок его компетенции».
Напомним, в декабре глава Казахского космического агентства (Казкосмос) Талгат Мусабаев заявил, что Казахстан намерен сократить количество пусков российских ракет-носителей «Протон-М». Он также обвинил Россию в невыполнении договора о создании комплекса «Байтерек», а также высказался за новое соглашение по аренде космодрома. Источники «Ъ» в правительстве РФ назвали слова главы Казкосмоса «личной интерпретацией ведущихся переговоров».
Выступая в нижней палате парламента Казахстана, господин Мусабаев заявил, что Россия и Казахстан приступили к разработке проекта «всеобъемлющего договора» по космодрому Байконур. «Соглашение его по аренде было принято в 1994 году и отработало свое», - сказал он, добавив, что новое соглашение «может подразумевать под собой отход от арендных отношений». Первым этапом этого процесса, по его словам, может стать вывод из-под аренды России пусковых площадок комплекса «Зенит». «Стоимость создания комплекса «Байтерек» на базе ракеты-носителя «Зенит» оценивается специалистами в несколько раз ниже, чем стоимость на базе ракетного комплекса «Ангара»», - пояснил глава Казкосмоса. По его словам, пусковая площадка ракеты «Зенит» — это «фактически отдельный космодром, какого в других странах нет». «Если мы выведем из аренды это правое крыло и войдем туда уже как полноправные участники, это станет огромным шагом вперед для Казахстана», - резюмировал господин Мусабаев, предложив заодно вывести из аренды и сам город Байконур.
Напомним, что в январе 2004 года президенты Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев продлили срок аренды космодрома Байконур Россией до 2050 года. Согласно подписанным документам, стоимость аренды космодрома составляет $115 млн. ежегодно, а для изменения условий потребуется вмешательство первых лиц двух государств.
Москва резко отреагировала на заявление господина Мусабаева.
«Это личная интерпретация Мусабаева о сути тех переговоров, которые ведутся на уровне руководства двух стран последние месяцы,— заявил «Ъ» источник, близкий к российско-казахской межправительственной комиссии.— Его слова не отражают содержание и тональность достаточно конструктивных консультаций». По словам собеседника «Ъ», позиция Москвы заключается в том, что никаких неожиданностей и ультиматумов быть не должно. «Мусабаев выступал перед депутатами, ему надо было показать свою значимость и доказать, что в имеющихся проблемах Казкосмоса его вины практически нет»,— говорит собеседник «Ъ» в правительстве РФ. По его словам, стороны действительно ведут переговоры относительно будущего комплекса «Байтерек», но жестких договоренностей пока не достигнуто. «Такие вопросы обсуждают на уровне первых лиц страны, к коим Мусабаев не относится»,— подчеркнул он.
Напомним, что Россия и Казахстан в декабре 2004 года подписали соглашение о создании на паритетной основе комплекса «Байтерек» для запуска перспективных ракет-носителей «Ангара», разрабатываемых в Центре им. Хруничева. Россия должны была предоставить средства выведения, а Казахстан — профинансировать строительство стартового комплекса на Байконуре. Серьезность намерений была подтверждена в апреле 2010 года: тогда Россия и Казахстан ратифицировали соглашение о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса Байконур. Тогда господин Мусабаев отмечал, что подобный шаг позволит ускорить работы по созданию «Байтерека». Отметим, что ракета-носитель «Ангара» должна стать одним из средств выведения на строящемся сейчас в России космодроме Восточный. Именно это во многом вызвало недовольство Казкосмоса: там считали, что с вводом в эксплуатацию собственного космодрома с ракетой данного типа Россия откажется от аренды Байконура. Впрочем, глава Роскосмоса Владимир Поповкин еще в мае этого года заявлял «Ъ», что «два космодрома, Байконур и Восточный, должны взаимодополнять друг друга».
Впрочем, по словам Талгата Мусабаева, возникли сложности: якобы проект «не преодолел фазу проектных работ». «Основными причинами затягивания сроков реализации явились задержка российского проекта на 47 месяцев и увеличение стоимости проекта более чем в 7 раз по сравнению с первоначальной. Она практически достигла $2 млрд,— объявил глава Казкосмоса.— Сейчас ведутся работы по исправлению ситуации». «Еще в 2010 году замглавы Казкосмоса Мейрбек Молдабеков оценивал создание наземной инфраструктуры «Байтерека» в $700 млн,— говорит источник «Ъ» в правительстве РФ.— С тех пор ровным счетом ничего не изменилось: инфраструктуры как не было, так и нет. Нет понимания, за счет чего выросла стоимость работ. Поэтому говорить, что вина лежит только на России, как минимум некорректно». По словам собеседника «Ъ», после увеличения стоимости создания «Байтерека» до $1,6 млрд Астана предлагала Москве поделить затраты поровну. В таком случае каждая из сторон должна была выплатить порядка $800 млн. Россию такой план не устроил.
Еще одно громкое заявление господин Мусабаев сделал и в отношении используемых Россией ракет-носителей. «По «Протону» мы будем пытаться делать все, что от нас зависит, чтобы ежегодно сокращать количество пусков,— заявил Талгат Мусабаев.— Сейчас в год производится порядка 20 пусков. Только что мы направили заключение в правительство о пусках с космодрома «Байконур» на 2013 год, где предусматривается сокращение пусков на две ракеты. И так же поэтапно планируем сокращать в последующие годы». По его словам,»«Протоны» — это извечная проблема», поскольку в качестве компонентов топлива ракеты используются высокотоксичные компоненты гептил и амил.
«Такое заявление должно быть обосновано гораздо более разумно, нежели это было сделано Мусабаевым,— отмечает источник «Ъ» на Байконуре.— Казкосмос этот вопрос беспокоит только тогда, когда дело касается каких-то договоренностей, зачастую — финансовых. При любых других обстоятельствах их бы ничто не взволновало». Отметим, что только за прошлый год коммерческие пуски ракет данного типа принесли России $777 млн, а в этом году, как ожидается, выручка может составить $800 млн.
Иван Сафронов