Как оказалось, за примерами далеко ездить не надо. Всего в 35 км от Астаны находится село Бабатай Аршалинского района, где обучается 41 ученик.
Ученицы сельской школы до сих пор носят школьную форму. И не новомодную, как в столичных школах, а ту, что носили в своем детстве нынешние мажилисвумен.
Таких высокопоставленных гостей в Бабатайской школе встречают впервые. И учителя, и ученики не скрывали своего смущения. Пока один из учеников не вызвался рассказать стихотворение.
Председатель Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента Дарига Назарбаева поинтересовалась, по каким учебникам занимаются ребята из малокомплектной Бабатайской школы.
У учителя математики Ырысты Китайбековой на уроке 4 ученицы казахских классов. Две пятиклассницы и две шестиклассницы. При объяснении новой темы Ырысты Дюйсембековна использует интерактивную доску. За долгие годы работы в малокомплектной школе у педагога уже выработана своя методика преподавания.
«Пол-урока объясняю 5-му классу, пол-урока – 6-му. Дети отвлекаются, особенно если на экране интерактивной доски появляется яркая картинка, – рассказывает сельский учитель, – Недавно была тема: окружность у пятиклассников, я принесла юрту, чтобы наглядно объяснять, естественно, шестиклассники отвлекались, они же – дети, им интересно».
По мнению педагогов, необходимо разработать специальные методику и учебники для малокомплектных школ. А в учебных заведениях должна появится новая специальность: учитель малокомплектной школы. В то же время, о проекте «Е-learning» в Бабатайской школе знают лишь по скандальным публикациям в прессе.
В соседнем кабинете занимаются старшеклассники. Ученики 7-го и 9-го класса, 8-го класса в Бабатайской школе нет.
В нынешнем учебном году у Бабатайской школы единственный выпускник – Даулет Булекбаев. Три года назад его семья переехала из Темиртау. Сейчас его родители работают в Астане, а он с бабушкой и дедушкой живет в Бабатае.
«В первый год, когда мы переехали, были трудности: один человек в классе, – вспоминает Даулет, – Но тут – классные учителя, в городе к таким преподавателям на репетиторство я за деньги ходил. А здесь они на уроках со мной одним занимаются». После окончания школы Даулет собирается поступать в колледж по специальности строитель».
Самый многочисленный «класс» в Бабатайской школе – это мини-центр. Его посещают 10 ребятишек, хотя желающих гораздо больше. «Не хватает помещений», – говорят педагоги.
О своих проблемах педагоги Бабатайской школы поделились с депутатами.
Раньше у школы была своя котельная. Но в трудные 90-е объект образования не смог ее содержать. Единственная на всю школу печь «не тянет» второй этаж, поэтому его просто закрыли, тогда как на первом этаже занятия ведутся в две смены. К тому же в одном здании со школой разместился медицинский пункт.
Из-за отсутствия отопления, в зимнее время не работает и спортзал. Физкультура проходит на улице: коньки и лыжи.
По словам акима Акмолинской области Космана Айтмухаметова, в вверенном ему регионе 82% школ – малокомплектные. При этом содержание одного ученика в год обходится в 750 тыс. тг. Это в три раза дороже, чем в школе со стандартными класс-комплектами (250 тыс. тг).
В Минобразовании проблему малокомплектных школ решили просто. Создали опорные школы в районных центрах, куда раз в четверть на неделю вывозят учащихся так называемых «магнитных», малокомплектных школ, где есть кабинеты физики и химии с лабораториями.
«Название-то какое придумали – "магнитные". Это называется школы-прилипалы, – возмутилась председатель Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента РК Дарига Назарбаева, – Вот эта опорная школа, действительно и может стать настоящим решением проблемы малокомплектной школы, если акиматы и Министерство образования выделит деньги и построит там условия для жизни детей, чтобы это стало уже школой-интернатом».
У коренной жительницы Бабатая Айгуль Шаймерденовой свое мнение по этому поводу.
«Сейчас в село возвращается молодежь, которая уехала отсюда в 90-х, дома строя, — рассказывает мама троих детей, — Они живут здесь, а работать ездят в Астану, 35 км всего, у всех – машины. Детей стало больше, через пару лет в школе уже будет полноценный 1-й класс, а если школу закроют, они уедут обратно и будут жить на съемных квартирах в столице».
Депутаты предлагают оставить в малокомплектных школах только начальные классы.
«По Акмолинской области в прошлом году были очень плохие показатели по ЕНТ, потому что здесь львиная доля школ – малокомплектных, – говорит председатель Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента РК Дарига Назарбаева, – К проблеме надо подходить кардинально, не надо изобретать велосипед, нужно возрождать интернаты. Родители не должны быть эгоистами, они должны думать о будущем своих детей, о том, какие они знания получат, и как они завтра в жизни устроятся».
Пример малокомплектной школы нового образца – Вячеславская средняя школа. К «зеленой экономике» здешние ученики приобщаются с детства. У входа в школу – велопарковка. С апреля по ноябрь велосипед в Вячеславке – главный вид транспорта.
Овощи для школьной столовой выращивают в собственной теплице, в которой ученики проводят основные занятия ботаники и трудового обучения. Депутатов Мажилиса угостили помидорами прямо с грядки.
В местной котельной установлена энергоэффективная печь. Обеспечивая школу теплом, она не вредит экологии зольными выбросами. А на крыше здания красуется водоколлектор. Нагреваясь от солнечных лучей, экологичное устройство «поставляет» теплую воду.
Проблему обеспечения школьников горячим питанием обсудили в столовой. На сегодняшний день большая часть школьных столовых отдана в руки арендаторов-предпринимателей. При этом за жизнь и здоровье детей несет ответственность директор школы, а вмешиваться в деятельность предпринимателей он не имеет права.
«Одно из предложений – это перевод столовых на баланс школ и включение поваров в штатную численность объектов образования, — говорит депутат Гульмира Исимбаева, — Тогда все вопросы с организацией горячего питания будут ответственностью системы образования».
Проблема малокомплектных школ будет обсуждаться на заседании Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента РК. Депутатам предстоит разобраться не только с вопросами финансирования, разработки методики, новых учебников и обеспечением специально подготовленными кадрами.
Самое главное — необходимо разработать нормативно-правовые документы, которые определяют правовую основу функционирования малокомплектных школ: от концепции до положения и стандартов обучения.