Галым Жусипбек — доцент кафедры международных отношений факультета экономики Университета им. Сулеймана Демиреля считает, что в этом главным образом виноваты сами мусульмане.
— Галым, как-то вы сказали, что что-то непонятное происходит с представителями ислама в последнее время. Что вы имеете в виду?
— К сожалению, сегодня новостные ленты пестрят негативной информацией о мусульманских странах, обществах и просто отдельных личностях, причисляемых к мусульманам. Это и терроризм, осуществляемый якобы во имя ислама. Это и нетерпимость к «другим», это братоубийственная война в Афганистане, кровопролитие на Ближнем Востоке, в Африке (Ирак, Сирия, Нигерия). Это проблемы в Центральноазиатском регионе и на Кавказе. Это, с другой стороны, растущая исламофобия и явный ориентализм в отношении мусульман.
Более того, в последнее время все чаще будоражится вопрос о нравственности мусульман. Многие не могут понять, почему идет рост религиозности, но никак не нравственности и духовности мусульман. Порой даже заметна обратная зависимость между этими понятиями.
— Так в чем вы видите проблемы современных мусульман?
— Прежде всего, надо признать, что все негативное, что сейчас происходит с мусульманами – симптомы болезни, которая поразила души и сердца мусульман, хотя многие ищут и видят первопричину совсем в другом, что еще больше усложняет сложившуюся ситуацию. Не стоит искать корень проблемы извне, не стоит винить некие темные силы, приводить какие-то теории заговора, ибо корень всех бед кроется в самих мусульманах.
Внешняя оккупация, интервенция, колонизация, тираны, деспоты – все это подобно переломам, травмам внешних органов организма, в то время, как проблемы воспитания души, сердца, нравственности подобны тяжелой внутренней болезни, как, например, опухоль, убивающая человека изнутри.
То есть проблемы сегодняшнего мусульманского мира – это болезнь, разрушающая внутренний мир, сердце – основу основ природы человека. Сейчас все реже можно встретить в людях, тем более, у практикующих религию ислам, такие высокие качества, как милость, милосердие, любовь, да просто человеческую доброту.
— Не слишком ли категорично?
— Вы так думаете? А где та самая божественная нравственность, отличавшая Пророка (мир и благословение ему) и его последователей, в основе которой и лежат эти качества?! Не будем забывать, что «милость» и «милосердие» как раз таки те качества, которыми Всевышний олицетворяет Самого себя в Священном Писании сто четырнадцать раз и в других комбинациях слов несколько сотен раз. Один из хадисов-кудси гласит, что Всевышний «обязал» Себе милость и милосердие.
Пророка Мухаммеда (мир и благословение ему) в свою очередь Всевышний называет не иначе как «Милость ко всем мирам». Как сказал один из ученых современности, «зачем и с какой стати скупиться на всепрощение, всеохватную милость Всевышнего, зачем ревновать бескрайний Рай Всевышнего от Его же созданий?!».
Роль истинно верующего человека должна быть, наоборот, другой, но, как ни странно, некоторые мусульмане главной своей миссией считают быть «забани», то есть «надсмотрщиками ада». Особенно это касается так называемых радикалов и тому подобных.
Все люди – творения Бога, и прощает-то Он – Самый милостивый и милосердный. В Коране говорится, что Всевышний прощает все грехи, если человек искренне раскается, и никто из людей не знает, что в душе другого человека. И Посланник Аллаха предупреждал, что лучше ошибиться в прощении, нежели в наказании.
К сожалению, современные мусульмане стали далеки от понимания того, что именно милость и милосердие являются теми качествами, которые образуют фундамент совершенства Создателя. Согласно исламу, Всевышний – само Совершенство, у Него нет изъяна и недостатка. Он сотворил эту жизнь и творит всё с милостью и любовью. С любовью совершенной, присущей только Ему. И место человека в этом мироздании особое и Всевышний любит человека особенно.
— Но кто это оспаривает?
— Подождите. Вот мне на ум невольно приходит мысль: как отреагировали бы сегодняшние мусульмане на просьбу последователей других мировых религий о совершении своих поклонений в мечети? Учитывая нынешнюю ситуацию, когда взаимоотношения даже между самими мусульманами вызывают большое сожаление, думаю, отрицательно.
А ведь Пророк (мир и благословение ему) в свое время не только разрешил группе христиан совершать свои молебны в мечети, но даже разрешил остановиться в мечети на несколько дней.
Кто из сегодняшних мусульман простил бы от всей души и забыл бы обиды, унижения, а, может, и покушение на свою жизнь, или жизнь своих близких и соратников, нанесенные людьми, которые в последующем раскаялись в этом или же, никого не проклиная, делали все возможное, чтобы такие люди встали на праведный путь? А Пророк Мухаммед не только простил таких людей, но и послужил причиной прихода их к вере и они стали его братьями по вере.
Ислам ниспослан для того, чтобы оживлять души и сердца людей, радовать их, а не вызывать страхи или отвращение. Как гласит хадис, истинно верующий тот, от чьего языка и рук не идет ни малейшего вреда другим.
Только верующий, обладающий широкой душой и уверенностью в своих вероубеждениях, не будет бояться диалога и контакта с представителями других религий, с которыми в плане духовных ценностей имеется гораздо больше общего, объединяющего, нежели разъединяющего.
Ислам пришел, чтобы приближать людей друг к другу, сделать их братьями («все верующие братья и сестры по вере, а все люди – братья и сестры по сотворению»), а не разъединять их, тем более, семьи, родственников.
— А если родители придерживаются другой веры? Бывает же, когда молодые верующие мусульмане отворачиваются от своих близких из-за того, что у них иные вероубеждения или элементарно из-за того, что они не совершают намаз и так далее.
— Это абсолютно неправильно. В Коране говорится, что даже если родители идолопоклонники, дети обязаны относиться к ним с уважением и добротой. Если люди, независимо от их веры и взглядов, не чувствуют себя в безопасности, находясь рядом с мусульманами, значит, у этих мусульман проблемы с верой.
Почему современные мусульмане отошли от образа жизни, которому присуща широта души? Почему отдалились от методологии толкования источников ислама в духе праведников, этически и морально возвышенных личностей?
Почему основополагающие и мировоззренческие принципы, такие как мирное сосуществование, признание священности жизни и свободы выбора других людей превратили в ситуативные, и наоборот, ситуативные принципы, такие как ведение вооруженной борьбы, обусловленные существованием определенных неординарных условий, превратили в мировоззренческие принципы?
Почему современные мусульмане заостряют свое внимание на каких-то низменных или же агрессивных толкованиях, порой явно расистского или националистического или сексистского характера, которые не могут вызвать симпатию у более или менее образованных людей или представителей других верований? Почему все это происходит?
Причин много, но главное то, что современные мусульмане стали воспринимать ислам механически, поверхностно, не стараясь проникнуться божественной моралью и истинной духовностью, источающей большое человеколюбие, которое проистекает из любви к Создателю.
Мусульмане забыли о воспитании сердца. Пророк предупреждал, говоря, что это самый важный «компонент» природы человека. Повторяю, из-за буквалистического толкования, из-за узости мышления и узости души, не дающих надлежащим образом понять парадигму ислама, которую можно резюмировать как «радовать людей, внушать надежду, доверие, радушие и искренность».
Поэтому ислам низвели до уровня инструмента политики те, кто жаждет определенных политических дивидендов, или же ислам стал инструментом удовлетворения определенных групповых (общинных, национальных, региональных) интересов. Или же ислам превратили в орудие удовлетворения «определенных слабостей натуры человека», таких как месть, гордыня, похоть, которые в корне противоречат мировоззрению, этике и морали ислама.
Или же ислам стал жертвой в руках людей со сломанной психикой, преступников и бандитов, которые нашли в некоторых вырванных из общего духа и контекста высказываниях психологическую псевдо-компенсацию своим чудовищным деяниям.
— Что делать?
— Остается только одно – мусульманам необходимо заново приобрести, выработать в себе, натурализировать такие божественные качества как милость и милосердие, благонравие, чистота души и сердца, трудолюбие, источать позитивную энергию...
Мусульманам нужна очень серьезная самокритика, и не стоит разглагольствовать о прошлых золотых временах или о растущем числе мусульман в мире. Все это не так важно, если нет надлежащего качества у нас – современных мусульман.
К сожалению, сегодня многие воспринимают ислам через свое узкое видение мира или больное психологическое воображение. Впрочем, не будем сгущать краски, в мире еще можно встретить настоящих, одухотворенных верой просвещенных мусульман. Но это не снимает проблему – нам, мусульманам, очень не хватает хорошей вдумчивой самокритики, взвешенного всестороннего анализа.
Надеемся, что все хорошее еще впереди, ибо как велит Всевышний, нельзя терять надежду и о будущем следует думать только позитивно…