ГПФИИР (государственной программой форсированного индустриально-инновационного развития) предлагается конкретные шаги, направленные на повышение инновационного потенциала Республики Казахстан и развития современного индустриально-инновационного общества.
Для реализации указанной программы государство выделяет значительные средства и уже достигло хороших результатов. Но, как отметил в своем послании народу Казахстана, Президент РК Нурсултан Абишевич Назарбаев, активность частных компаний в финансировании ИИД является очень низкой. Вместе с тем, активное участие частного сектора позволило бы совершить кардинальный рывок в развитии, так как активно развивающийся частный сектор и является конечной целью государственной программы.
Очевидно, что малый и средний бизнес не располагает крупными денежными средствами для активного инвестирования инноваций, и во всем, что касается приобретения новых технологий и модернизации оборудования, полагается на помощь государства. Однако у нас в Казахстане также существует ряд крупных компаний, которым по силами самостоятельно инвестировать свои инновационные проекты. В первую очередь такими компаниями являются недропользователи.
Недропользование – самая крупная и интенсивно развивающаяся отрасль казахстанской промышленности. Одними из ключевых направлений развития данной отрасли является увеличение объемов добываемых полезных ископаемых, повышения качества безопасности на предприятиях и рудниках, повышение экологичности добывающей и обрабатывающей промышленности.
Однако большинство недропользователей не вкладывают деньги в развитие технологий по вышеуказанным пунктам. Они ориентируются на краткосрочные потребности, не понимая, что в долгосрочном аспекте, инновации необходимы.
В связи с этим, поскольку недропользователи сами не проявляют должной активности, было решено законодательным путем обязать их выделять 1% от своих доходов на инновационную деятельность: научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую.
Так, 9 января 2012 года, в закон РК «О недрах и недропользовании» внесено дополнение – п.12-1 ст. 76: « недропользователь обязан ежегодно осуществлять финансирование научно-исследовательских, научно-технических и (или) опытно-конструкторских работ, оказываемых казахстанскими производителями товаров, работ и услуг, в размере не менее одного процента от совокупного годового дохода по контрактной деятельности».
Однако, внеся указанные изменения, законодатель не определил механизм их реализации – каким образом будет осуществляться финансирование научно-исследовательских работ, кто и в каких объемах будет выполнять эту работу, какие именно работы необходимо осуществлять и так далее.
Для устранения возникшего пробела министерству индустрии и новых технологий было поручено разработать закон, который бы регламентировал порядок аккумулирования и расходования средств, полученных от недропользователей.
Так, в целях реализации положения п. 12-1 ст. 76 Закона о недропользовании, подготовлен проект закона, учреждающий Фонд специальной экономической зоны «Парк инновационных технологий», в задачи которого входит получение средств от недропользователей и финансирование научно-исследовательской деятельности.
В настоящий момент законопроект находится на стадии разработки и рассмотрения, однако, несмотря на большую проделанную работу, он имеет ряд существенных недостатков.
1. Совершенно игнорируются интересы недропользователей. Выделение одного процента доходов для проведения научных исследований предполагает, что приоритетными направлениями будут исследования в области улучшения качества, повышения эффективности деятельности недропользователей. Однако в проекте закона интересы недропользователей никоим образом не регламентированы.
В соответствии со сложившейся мировой практикой инвестиции в инновации со стороны частных компаний в большинстве случаев являются адресными – предприниматель должен знать, на что он выделяет средства и каких он ожидает результатов. Из смысла законопроекта получается, что у недропользователей изымается часть их доходов, при этом цель такого изъятия – удовлетворение нужд недропользователей в области НИОКР, остается недостигнутой.
2. Проектом законане предусматриваетсяв каком порядке будут расходоваться получаемые от недропользователей средства. В законе говорится лишь, что « Фонд использует свое имущество исключительно для обеспечения деятельности и функционирования специальной экономической зоны «Парк инновационных технологий», а также финансирования проектов участников». Однако конкретный механизм исполнения этой нормы не указан.
В результате рассчитывать на финансирование могут лишь участники Фонда, перечень которых определяется по представлению Фонда. Фонд превращается в своего рода самодостаточную организацию с огромным финансированием, важнейшие документы которого (положение о Фонде) формируется самим Фондом, участники Фонда определяются им же, список проектов, которые будут финансироваться за счет недропользователей, определяются Фондом.
Совершенно не ясно, каким образом будет осуществляться отбор проектов, как и кем будет определяться, какие проекты являются необходимыми и актуальными, а какие бесперспективными. Проект закона не сообщает, какие направления в исследованиях науки и техники будут пользоваться приоритетом и каких результатов необходимо ожидать. Складывается абсурдная ситуация, когда выделяются огромные средства, а место приложения этих средств – туда, куда эти средства будут направлены – не определено. Фонд получает большие полномочия при неопределенном круге обязанностей, при этом круг участников на данный момент не известен, но уже ограничен.
3. Учреждая подобный Фонд , государство создает еще одну организацию, которую необходимо содержать, поддерживать штат, еще одно звено в и без того длинной цепи органов и организаций, стоящих между заказчиками инноваций и инноваторами. Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев в своем послании народу Казахстана от 17 января 2014 г.: «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» не одобрил такие действия государственных органов: « Административная реформа не должна превращаться в громоздкий процесс ненужного бумаготворчества и документооборота ».
Считаем, что указанное упущение создает благодатную почву для злоупотреблений и действий коррупционного характера.
Мы считаем, что проект закона в настоящей редакции в силу своих недостатков должен быть изменен и дополнен, и в свою очередь предлагаем ряд предложений по совершенствованию законодательства в области недропользования и предлагаем свой механизм реализации положения п. 12-1 ст. 76 Закона.
В связи с существенными недостатками вышеуказанного законопроекта, предлагается новая концепция реализации механизма использования средств недропользователей, а также предлагаются некоторые изменения в закон РК «о недрах и недропользовании»
Суть предложений:
1) Во избежание формирования еще одного фонда и создания еще одного контрольно-надзорного органа, средства в размере 1% от доходов оставить в распоряжении недропользователей, но ограничить их использование только сферой НИОКР.
2) Основные направления исследований, тематика научных разработок будет определяться самими недропользователями по согласованию с национальными институтами по результатам мониторинга. В качестве приоритетных направлений предлагаются исследования в области модернизации производств, оборудования, снижения вредного воздействия предприятий недропользователей на окружающую среду, улучшения уровня безопасности на предприятиях.
3) Для определения наиболее проблемных вопросов обязать недропользователей произвести инвентаризацию и мониторинг технологических процессов при содействии национальных институтов и ведущих институтов и организаций Казахстана в области НИОКР.
4) В соответствии с утвержденной на основе мониторинга тематикой научно-исследовательским институтам, научным организациям, ученым будет предложено принять участие в тендерах, при этом с победителями тендеров будут заключаться договоры на проведение научных исследований.
5) О ходе производимых исследований победители тендера представляют финансовый отчет и отчет о ходе исследований (научно-технический отчет).
6) По результатам проводимых исследований недропользователи совместно с Казахстанским институтом развития индустрии разрабатывают программы модернизации технологий и организации производственного процесса на предприятиях недропользователей.
7) Функции координации и содействия недропользователям при осуществлении мониторинга, определения направлений инвестирования и контроля расходования средств возложить на национальные институты в области развития инновационно-индустриальной деятельности (НАТР, КИРИ, НЦНТИ) и Национальную палату предпринимателей.
Основные преимущества Концепции:
1) Эффективное удовлетворение нужд недропользователей в области НИОКР.
2) Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ согласно направлениям, определенным недропользователями.
3) Круг научных организаций ограничен только требованиями законодательства по аттестации и лицензированию и порядку проведения тендеров.
4) Научные разработки приобретают большую практическую ценность и применяются непосредственно недропользователями.
5) Модернизация производств и оборудования на предприятиях, внедрение совершенно нового современного оборудования и методик.
6) Увеличение производственных показателей предприятий, интенсивное развитие всего промышленного сектора Казахстана.
Считаем, что предложения, изложенные в Концепции, предусматривают реальный механизм реализации Концепции инновационного развития и отвечают интересам как государства, недропользователей, заказчиков инновационных процессов, так и изобретателей, научных организаций. Предложенный нами механизм стимулирует внедрение инноваций в области недропользования, окажет положительное влияние на экономическое развитие, а также инновационное развитие Казахстана.
Предложения, изложенные в настоящем письме, полностью соответствуют потребностям казахстанского рынка и вектору развития казахстанской экономики. В Концепции инновационного развития РК до 2020 года говорится, что Казахстан должен сфокусироваться на приоритетных сферах, одними из которых являются переработка минеральных и углеводородных ресурсов, добывающий и металлургический секторы - развитие ресурсосберегающих технологий, развитие и переработка отходов.
Приложение 1
SWOT-анализ
наших предложений
по реализации п. 12-1 ст. 76 Закона о недропользовании.
Сильные стороны |
Возможности |
1. Модернизация и технологическое обновление предприятий недропользователей. 2. Формирование направлений научных исследований с учетом интересов и нужд недропользователей. 3. Активное участие недропользователей, частных организаций в инновационном развитии. 4. Широкие возможности финансирования. 5. Упрощенная процедура формирования заказов на НИОКР и их выполнения. 6. Средства недропользователей направляются адресно, непосредственно на проведение работ в сфере НИОКР в промышленности. 7. Высокая степень коммерциализации проектов. 8. Удовлетворение спроса недропользователей на проведение НИОКР. 9. Уменьшение коррупционного риска в связи с уменьшением количества посредников. 10.Разработка и реализация конкретных рекомендаций по улучшению технологических процессов, на основе произведенных исследований.
|
1. Формирование современной и интенсивно развивающейся горно-добывающей и нефтегазовой отрасли. 2. Увеличение доходов от недропользования в связи с повышением эффективности производства. 3. Наличие большого количества предприятий-недропользователей, испытывающих потребность в НИОКР. 4. Тесное сотрудничество частных организаций под эгидой национальной палаты предпринимателей, что обеспечит успешное развитие бизнеса. 5. Концентрация средств для финансирования НИОКР добывающей и перерабатывающей отрасли улучшит эффект от научных разработок. |
Слабые стороны |
Угрозы |
1. Сложности при проведении мониторинга и определения круга направлений научных исследований. 2. Отсутствие сложившейся практики. |
1. Отсутствие у недропользоваталей знаний, необходимых им для оценки технологических процессов. Данная угроза устраняется более активным вмешательством национальных институтов и палаты предпринимателей. 2. Инвестиционные риски, связанные с реализацией и коммерциализацией проектов. 3. Незаинтересованность ряда компаний в инновациях. |
Сравнительный анализ проектов
№ |
Основные положения |
|
Проект МИНТ |
Проект, изложенный в настоящей конкурсной работе |
|
1 |
Отсутствие конкретного механизма реализации п. 12-1 ст. 76 Закона о недропользовании. |
Наличие конкретного механизма реализации п. 12-1 ст. 76 Закона о недропользовании. |
2 |
Круг финансируемых научных проектов не определён. |
Финансирование НИОКР в области недропользования и промышлености. Формирование перечня научных проектов на основе мониторинга технологических процессов недропользователей. |
3 |
Отсутствие спроса на научные проекты, финансируемые фондом. |
Спрос на научные разработки обеспечивают потребности недропользователей. |
4 |
Формирование бюрократического аппарата фонда. |
Создание бюрократического аппарата не предусмотрено. |
5 |
Защита интересов неустановленных лиц. |
Защита и учет интересов недропользователей. |
6 |
Нецелевое использование средств, отсутствие адресного финансирования. |
Адресное финансирование научных проектов в зависимости от потребностей недропользователей. |
7 |
Финансирование на грантовой основе. |
Финансирование на конкурсной основе путем организации тендеров. |
8 |
Отсутствие практической ценности проектов и их внедрение в производство. |
Высокая практическая значимость исследований, непосредственное применение результатов исследований недропользователями на своих предприятиях. |
9 |
Ожидаемые результаты – распыление средств по низко окупаемым проектам, низкая возвратность, низкий уровень коммерциализации проектов. |
Ожидаемые результаты – концентрация средств на финансирование НИОКР в области промышленности, повышение эффективности и технологическая модернизация производств недропользователей, высокая возвратность за счет увеличения доходов предприятий. |