П. Спицын: В РК у онлайн-туризма есть будущее, несмотря на несовершенство законодательства

Пока казахстанский рынок онлайн-туризма находится в своем младенческом возрасте.

Сегодня путешествовать стало значительно проще чем лет 10-15 назад. Гостиницы, авиабилеты, туристические программы, автомобиль в прокат и даже столик в ресторане можно забронировать по всему миру с помощью систем бронирования, то есть онлайн.

Для этого достаточно на сайтах этих систем выбрать маршрут, даты, стоимость, количество человек и другие параметры, в зависимости от предмета онлайн-бронирования. Какова же ситуация с онлайн-бронированием в Казахстане? С это целью мы побеседовали с Павлом Спицыном, генеральным директором компании Abacus Central Asia.

— Павел Николаевич, добрый день. На сегодня в Казахстане много пишут и говорят про объем онлайн туризма. Каков объем онлайн туризма в мире на данный момент?

— Сегодня рынок онлайн-путешествий во всем мире развивается бурными темпами, а активное развитие интернет технологий способствует его дальнейшему росту. Глобальный рынок онлайн-путешествий на сегодня оценивается в $300 млрд.

Основной объем дают США, где более 60% всего объема туристического рынка приходится на самостоятельное бронирование и покупку билетов и отелей. В этой стране «всплеск» онлайн-туризма произошел в середине 90-х годов прошлого века, затем он захлестнул страны Западной Европы, Южную Америку, Юго-Восточную Азию.

В мире много стран, где больше 50% путешествий бронируются онлайн – например, США, Канада, Великобритания, Германия, Австралия. В США и Западной Европе соотношение онлайн- и оффлайн-представительства туристских компаний уже достигло 4:1, и доля онлайн рынка продолжает расти. Позитивные тенденции наблюдаются и в России, где рынок онлайн путешествий растет не плохими темпами – до 33% в год.

По данным независимого аналитического агентства Rutramarin, рынок онлайн туризма России на конец 2013 года оценивался в $8,3 млрд. Ожидается, что к концу 2014 года он перешагнет отметку $10 млрд. По другим данным доля онлайн продаж в России составляет не более $ 3 млрд. или 5% от всего объема продаж туристических услуг.

— А есть ли данные по казахстанскому рынку?

— Казахстанский рынок онлайн-туризма находится всё еще, так сказать, в своем младенческом возрасте. Если в США уже не менее 60% билетов продается через Интернет, в Европе – не менее 50%, то в нашей стране – не более 8-10%.

Согласно статистике Нацбанка РК, в 2013 году объем интернет-платежей составил 265,4 млрд тг. Рост по сравнению с 2012 годом – 81,5% (119,2 млрд тг). При этом доля туристской сферы от общей суммы всех интернет-платежей не превышает 1%.

И основная часть онлайн туризма приходится на крупнейшие города Казахстана – Алматы и Астана, где выше число интернет пользователей, уровень благосостояния и IT просвещенности населения. Жители других регионов страны при планировании своих путешествий пользуются онлайн сервисом значительно реже.

— Есть-ли на данный момент какие-либо казахстанские сервисы или компании по бронированию туристических услуг?

— Что касается сервисов по бронированию туристических услуг, то на сегодня самый крупный сегмент туристского рынка онлайн продаж Казахстана – продажа авиа и железнодорожных билетов. Здесь присутствуют достаточно много игроков: aviaticket.kz, aviata.kz, aviabilet.kz, chockotravel.kz, efly.kz и много др.

Наблюдается и некоторая концептуальная сегментация. Так если первые три из упомянутых сайтов являются выделенным сопутствующим сервисом авиаагентств Казахстана, то четвертый ресурс входит в состав известной группы компаний и работающий по принципу синергии. Последний же базируется на собственных решениях и предлагает продажу авиакомпаний недоступных к продаже через Глобальные Дистрибьютерские Системы (ГДС).

Отдельным сегментом идет организация собственных продаж авиаперевозчиками Казахстана и оператором пассажирских железнодорожных услуг. Так обе ведущие авиакомпании Казахстана АО «Air Astana» и АО «Авиакомпания SCAT» давно и вполне успешно продвигают собственные сайты продаж. Активно развивается и онлайн сервис АО «НК «КТЖ» предлагающий также и электронные билеты.

По оценкам 2013 года на продажу через сеть интернет упомянутых перевозчиков пришлось не менее $120 млн. Например, компания «Пассажирские перевозки» (дочерняя компания АО «НК «КТЖ») в 2009 году реализовала в онлайне 3738 билетов, в 2010-м – 26 258, в 2011-м – 128 736. Компания также в январе 2011 года ввела в работу сеть транзакционных терминалов (ТТС).

ТТС позволяют пассажиру в режиме самообслуживания не только покупать билет, но и распечатывать уже заказанные по интернету билеты. В результате в 2012 году НК «КТЖ» продало миллион билетов электронным способом. Присутствующие в Казахстане такие как наша ГДС тоже вносят свой вклад в развитие туристического рынка онлайн продаж, предоставляя интеграционные решения для реализации продаж билетов, отелей, аренды машин в сети интернет.

— А какие препятствия есть для развития онлайн-туризма в Казастане?

— В Казахстане всё ещё существует множество препятствий на пути становления онлайн-туризма. Одним из таких препятствий является отсутствие доверия граждан к покупкам в Интернете, страх быть обманутым при оплате по банковской пластиковой карте.

Многие казахстанцы всё ещё побаиваются совершать покупки в глобальной сети. Среди них немало тех, кто не то, что номер в гостинице забронировать – коммунальные услуги в Интернете не решаются оплатить. И этому есть вполне логичные объяснения: а что если технический сбой? Или вдруг мошенники «засветят» номер карты?

Ну и, конечно же, нужно учесть тот факт, что в Казахстане вообще массово пользоваться интернетом начали только недавно. По оценкам экспертов, в среднем рядовой казахстанец начинает покупать в онлайне лишь на 3-5 год активного пользования глобальной сетью. Так что всё еще впереди.

Кроме этого, есть и другие проблемы: слабая информатизация туристских объектов и неразвитость соответствующих онлайн-сервисов в Казахстане, дефицит предложений, несовершенство законодательства в этом вопросе и др. Все эти вопросы, конечно же, решаемы. Необходимо лишь желание и воля государственных чиновников и предпринимателей.

— Каковы Ваши прогнозы по поводу развития онлайн-туризма в Казахстане?

— С развитием информационных технологий, ростом числа Интернет пользователей, доверия к онлайн продажам и уровня Интернет-грамотности ситуация будет меняться. Однако в целом онлайн-туризм в Казахстане будет развиваться активно только тогда, когда будет расти доля населения, способная позволить себе путешествовать. Ведь единственное, за счет чего процветает онлайн-турагент – это объем продаж.

Сегодня можно говорить о том, что онлайн туризм, как и традиционный туризм, в Казахстане хоть медленно, но развивается. Государство и бизнес предпринимают определенные шаги в этом, бесспорно, перспективном направлении. И хотя ещё предстоит приложить немало усилий для устранения препятствий на пути становления онлайн туризма в Казахстане, тенденция уже очевидна – в будущем казахстанской туристической отрасли есть место для онлайн-сервисов, предоставляющих качественные услуги.

— Спасибо большое за интервью.

Казахстан
Следите за новостями zakon.kz в: