Е. Смагулов: Ислам стремится к гармонии веры и знания, светского и духовного образования

Ислам стремится к гармоничному сочетанию веры и знания, светского и духовного образования. Религия предписывала мусульманам идти путем проповеди добра, просвещения, приобщения к знанию.

Именно благодаря этому исламская цивилизация прославилась высоким уровнем науки, а достижения многих выдающихся ученых вошли в сокровищницу человечества, считает кандидат философских наук, религовед Есбосын Смагулов.

— Хотелось бы поговорить о месте науки и образования в исламе, получении мусульманскими женщинами знаний, по поводу чего, как вы знаете, в обществе сегодня существует масса стереотипов вплоть до того, что наука и религия противоречат друг другу. Так ли это?

— Приобретение знаний, поиск знаний считались в мусульманском мире богоугодным делом. Высоким авторитетом в обществе пользовались ученые, среди которых, с одной стороны, выделялись теологи и знатоки мусульманского права, с другой - представители светских знаний, как, например, в области философии, математики, химии, медицины и других.

Ислам всегда отводил особое место обучению и знаниям. Согласно хадису, пророк Мухаммед говорил: «Лицезрение ученых равнозначно молитве». Не случайно первыми очагами просвещения в исламском мире стали мечети, выполнявшие поначалу даже роль университетов, в которых велось обучение не только религиозным, но и светским наукам. Вклад некоторых из них в развитие учености на Востоке можно признать выдающимся. Так, большая мечеть Омейядов в Дамаске, каирская мечеть аль-Азхар фактически превратились в научные центры, значение которых сохраняется поныне.

Во времена классического ислама, преобладал довольно высокий уровень грамотности, учащиеся осваивали Коран, грамматику, счет. Изучались также исторические и литературные источники, устные героические и генеалогические предания. Мечети выполняли функцию не только духовного, но и образовательного центра. В период между обязательными молитвами в мечетях читали лекции теологи и законоведы.

Обучение строилось как углубление религиозных знаний: преподавались Коран, хадисы, основы догматики, мусульманского права. Большое внимание уделялось арабскому языку, риторике, истории, изучались также медицина и математика. Мечети сохранили свою образовательную функцию вплоть до наших дней.

В эпоху «мусульманского Ренессанса» творили знаменитые философы, поэты, ученые, а города Багдад, Басра, Куфа, Самарканд, Бухара стали крупнейшими культурными и научными центрами. В IX веке в Багдаде был создан знаменитый «Дом мудрости» – своего рода академия наук Халифата. Здесь велось обучение, собирались книги, осуществлялись переводы трудов по философии, медицине, математике с различных языков мира. Подобные учреждения существовали и во многих других городах.

Мусульмане прославились в самых разных отраслях знания. Возьмем для примера медицину. За пять веков – с 800 по 1300 год – получили известность более 70 авторов исследований по медицине. Самым выдающимся медиком в истории по праву считается Ибн Сина, или Авиценна. Главным его трудом считается «Канон медицинской науки», это высшее достижение данной отрасли знания. В XV веке «Канон» был переведен на латынь и стал основным учебником в преподавании медицины, по крайней мере, до конца XVI века. Причем в XV веке он выдержал 16 изданий, в XVI – еще 20.

Высокого уровня достигли такие области знания, как алгебра (само это слово – арабского происхождения), астрономия, физика, оптика, химия, география. На мусульманском Востоке зародилась фармацевтика как самостоятельная дисциплина. Знамениты своими достижениями многие исламские философы, среди которых аль-Кинди, аль-Фараби, аль-Газали и Ибн Араби.

Большое влияние на развитие мировой философии оказало творчество жившего в мусульманской Испании Ибн Рушда. Благодаря трудам представителей восточной мысли, Европа смогла познакомиться с подлинной античностью, работами Платона и Аристотеля.

— Что дало приобщение к исламу нашему народу?

— Казахстан уже более тысячи лет считается частью исламского мира, а мусульманство суннитского толка – неотъемлемой частью идентичности его населения. Приобщение к мусульманской культуре дало мощный толчок развитию науки и культуры в Казахстане. С одной стороны, придя на смену архаическим культам, ислам способствовал нравственному возвышению, интеллектуальному и культурному прогрессу казахского народа.

С другой, именно ислам стал одним из ключевых факторов сохранения государственности, этнической и культурной идентичности. Надо отметить, что выдающиеся представители казахской интеллектуальной элиты многих эпох – от аль-Фараби и Ходжи Ахмеда Яссави до Абая и Шакарима – были носителями исламской духовности.

— Мы нередко становимся свидетелями, как радикальные течения искажают образ мусульманина, превращая верующих в фанатиков, отвергающих образование и науку. Что вы думаете по этому поводу?

— К сожалению, даже в наши дни, в XXI веке есть примеры, как фанатики, прикрываясь искаженными трактовками священных текстов, возвращают людей в пучину невежества. Во время гражданских войн Афганистан сделал огромный шаг назад. Страна утратила многие достижения в сфере образования, культуры и здравоохранения. Движение Талибан после прихода к власти ввело запрет на образование девочек. Жизнь женщин была ограничена семьей. Женщинам не позволялось работать, появляться за пределами дома с открытым лицом и без мужа или другого родственника мужского пола.

И речи не могло быть о том, чтобы женщины занимали какой-либо государственный пост. Естественно, что женщинам, которым была уготована такая участь, не нужно образование. В результате в Афганистане выросли уже целые поколения людей, не умеющих даже читать и писать. На сегодня около 70% населения этой страны — неграмотные. Причем среди женщин эта доля приближается к 80%. 

Боевики ИГИЛ в Сирии и Ираке лишили тысячи детей возможности получить образование. В специальных центрах они превращают несовершеннолетних в моджахедов-смертников. Мальчикам в таких лагерях внушают неверное представление о религии, они не изучают ни гуманитарные, ни естественнонаучные дисциплины.

Вместо этого ведется усиленная физическая и военная подготовка. Эксперты утверждают, что ИГИЛ подвергает детей мощной психологической обработке. Психика в таком возрасте очень подвержена внешним воздействиям. В результате мы видим в пропагандистских роликах детей, которые готовы беспощадно убивать врагов, участвовать в казнях и жертвовать собственной жизнью. 

Эти примеры должны служить предостережением, что нельзя идти путем фанатизма. Ислам проповедует гуманизм, просвещение, равенство мужчин и женщин, в том числе в вопросах приобщения к знаниям. Пророк Мухаммед, как свидетельствует один из хадисов, говорил: «Учение – предписанный долг каждого мусульманина и каждой мусульманки». 

— В последнее время нет-нет, да и появляются сообщения, что студенты и школьники пропускают занятия по пятницам из-за посещения мечети во время жума-намаза. 

— Вы знаете, на недавнем Форуме имамов Казахстана был принят документ, который получил название «Личностный облик мусульманина». В этом документе содержится важное предупреждение: «Ошибочно считать, что получение религиозного образования является обязанностью, а получение светского образования не важно... На сегодняшний день передовому мусульманину, сумевшему одинаково получить как религиозное, так и светское образование, открываются все дороги для достижения успехов...»

Мы должны отвергать заблуждения людей, которые трактуют исламское учение в духе фанатизма, ограниченности, нетерпимости и вражды. Отвергая науку, называя светские знания «харамом», отрицая возможность получать образование женщинами, они противопоставляют себя учению и многовековой практике ислама, принижают просветительскую роль религии. Именно о таких людях более ста лет назад писал Абай: «Есть три вещи, которые унижают человека: это невежество, леность и злодеяние». Пусть слова великого поэта заставят задуматься тех, кто противопоставляет религию и знание, веру и разум.

Казахстан
Следите за новостями zakon.kz в: