Деидеологизация армии, деморализация, массовое дезертирство, самовольное оставление части, убытие офицерского состава в Россию, Украину и Беларусь, разрушение десятилетиями создаваемой системы нравственного и воинского воспитания военнослужащих – далеко не полный перечень проблем, доставшихся казахстанской армии после распада СССР.
Особенно тяжело это сказалась на офицерском составе. Как выживали – рассказывает в эксклюзивном интервью журналисту Zakon.kz первый и единственный в Казахстане доктор военных наук, профессор, полковник Досай Абраимов.
Зачем поздравлять тех, кто никогда не служил в армии и не собирается служить
— Досай Касымович, сегодня, 7 мая, в Казахстане праздник – День защитника Отечества. В чем суть этого праздника, кто и от кого должен защищать нашу Родину?
— Вы знаете, я уже давно задаюсь вопросом, почему этот праздник называется День защитника Отечества? Почему не называется День казахстанской армии, ведь 7 мая 1992 года был издан указ Президента РК о создании национальных Вооруженных сил. Затем был издан указ о создании пограничных войск Казахстана, о создании Республиканской гвардии и каждый, скажем так, вид Вооруженных сил РК отмечает свой праздник. Пограничники – День пограничника, Республиканская гвардия – День республиканской гвардии.
А казахстанская армия что будет отмечать и когда? 7 мая? Но 7 мая – День защитника Отечества, а не казахстанской армии, и его отмечают буквально все мужчины, представители всех профессий: финансисты, повара, юристы, танцоры, айтишники, бизнесмены и так далее. Поздравляют всех мужчин и особенно тех, которые никогда не служили в армии и не собираются служить и, тем более, не собираются защищать Отечество!
Вот у меня дочь работает в банковской системе, и они каждый год 7 мая поздравляют мужчин в своем коллективе с праздником защитника Отечества, этих цивильных ребят, которые никогда не служили в армии. Странно, да? При этом забывают главных героев.
— А кто, по-вашему, главные герои?
— Главные герои – это офицеры и солдаты казахстанской армии, наших Вооруженных сил. Если бы День защитника Отечества назывался у нас День казахстанской армии, то его, естественно, отмечали бы только офицеры и солдаты и те, кто служил в армии, кто реально защищал Отечество. И тогда большинство наших мужчин остались бы без праздника, потому что они не служили в армии.
Но у них есть свои профессиональные праздники – день финансиста, день налоговика, день прокуратуры, энергетики, рыбака, металлурга, шахтера и так далее, так что пусть уважаемые банкиры, дипломаты, прокуроры, налоговики и прочие представители сильной половины человечества отмечают свои праздники и не обижаются. Мы же не обижаемся, когда офицеров не поздравляют с днем финансиста или медработника, геолога, эколога, журналиста, дипломата…
Поэтому этот праздник должен называться, как и было изначально – День казахстанской армии.
Генералы, стоявшие у истоков создания Вооруженных сил РК
— Как создавалась казахстанская армия после распада Советского Союза?
— Об этом, конечно, лучше спросить тех, кто непосредственно стоял у истоков формирования Вооруженных сил Республики Казахстан, кто на деле создавал нашу армию. К сожалению, сегодня нет с нами легендарного великого полководца, Героя Советского Союза Сагадата Кожахметовича Нурмагамбетова. Он был первым министром обороны независимого Казахстана, Халык Кахарманы № 1. Это был удивительный человек, который, несмотря на свои, никем больше не достигнутые в армейской жизни регалии, награды, успехи, оставался необычайно простым, доступным, высококультурным и исключительно образованным человеком.
Как-то, в начале 90-х годов, будучи еще начальником отдела в управлении Министерства обороны РК, мне довелось организовать встречу с участниками Великой Отечественной войны. И когда в зал зашел генерал армии Сагадат Нурмагамбетов, все встали и зааплодировали. Среди них были и те, кто сам еще при жизни стал легендой. Это дважды Герой Советского Союза Талгат Бегельдинов и Народный герой, легендарный партизан Касым Кайсенов, который в ответ на слова Нурмагамбетова: «Не вставайте, не аплодируйте мне, это вы герои», сказал: «Нет, Сагадат Кожахметович, ты главный герой, а мы после тебя».
В этих словах Касыма Кайсенова – вся оценка боевых заслуг генерала армии Нурмагамбетова, его величие и простота. Это он создал из того, что осталось на территории нашей страны после распада СССР, казахстанскую армию. Вот о ком мы должны говорить сегодня, когда мы говорим о Дне защитника Отечества, о Дне казахстанской армии.
Недавно на экранах телевидения Казахстана прошел художественный фильм «Касым» о Касыме Кайсенове. Красивый актер, захватывающий сюжет, герой-диверсант, который демонстрирует чудеса героизма и самообладания в тылу врага. Это, конечно, хорошо, что о Народном герое поставили такой замечательный художественный фильм, но о Халык Кахарманы № 1 Нурмагамбетове Сагадате Кожахметовиче, к сожалению, нет такого захватывающего художественного фильма, где он стал бы кумиром молодых казахстанцев.
В прошлом году мы отмечали 95-летие со дня его рождения и нам показали документальный фильм о вручении ему Золотой Звезды Героя СССР на передовой линии фронта. И там есть сюжет, когда молодой стройный красивый офицер-казах выходит из строя и ему вручают эту высокую награду. Сам Жуков, полководец, маршал Советского Союза восторженно говорил о подвиге старшего лейтенанта Нурмагамбетова. Ну чем не сюжет для художественного фильма? Такой фильм был бы нужен нам для восстановления исторической справедливости.
Сегодня хотелось бы назвать и других генералов, офицеров, которые также стояли у истоков создания и развития Вооруженных сил Казахстана в тяжелые девяностые годы. Это генерал-полковник Алибек Касымов, генерал армии Мухтар Алтынбаев, генералы Алихан Джарболов, Бахытжан Ертаев, Федор Щербаков, Айткали Исенгулов, Сабит Тауланов, Николай Толмачев, Абай Тасбулатов и другие.
— А вы кем были в то время?
— Я в те годы был начальником отдела пропаганды и информации Управления воспитательной работы Министерства обороны. Управление возглавлял заместитель министра обороны Айткали Гусманович Исенгулов. Исенгулов – человек волевой, целеустремленный, с решительным лидерским характером, служить, и работать с ним было нелегко, но в то же время мы достигали больших успехов благодаря его высоким командирским качествам.
Мне приходилось собирать воедино всю информацию о достижениях и передовом опыте офицеров, командиров частей и учреждений Министерства обороны и Вооруженных сил, равно как и сведения о нарушениях, которые происходили на местах, обобщать, анализировать их и принимать срочные меры. Работа была колоссальная, изматывающая, круглосуточная.
После развала Советского Союза, то есть в первые годы образования Вооруженных сил РК было массовое дезертирство, самовольное оставление части, что, в первую очередь, было связано с убытием офицерского состава на свою историческую родину – в Россию, Украину и Беларусь. Убывали целыми частями вместе с солдатами. А эти солдаты потом числились у нас дезертирами, и нам нужно было решать по ним вопросы.
Материально-бытовое обеспечение тоже было очень низким, поставка продовольствия, а также угля, мазута в воинские части для отопления в зимнее время, банно-прачечное обслуживание тоже шло с перебоями и требовало неотложного решения.
Также перед нами стояли вопросы организации воспитательной работы. Не случайно по указу Президента был образован институт заместителей командиров по воспитательной и социально-правовой работе.
Борьба архитекторов перестройки с коммунистической идеологией привела к деидеологизации армии
— Какую конкретно роль сыграл институт политработников в укреплении обороноспособности страны?
- Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте вспомним, в каких условиях, в какой духовной среде начиналось формирование казахстанской армии после обретения суверенитета. Вспомним, что в девяностые годы с легкой руки архитекторов перестройки в Москве началась активная борьба с коммунистической идеологией на всех фронтах и рубежах. Но на деле это превратилось в борьбу со всем тем, что символизировало социалистический строй и духовно-нравственную сферу в бытность СССР.
Проводимая под девизом реформаторов перестройки борьба с коммунистической идеологией привела к деидеологизации всей советской армии и ее детища – казахстанской армии, была разрушена десятилетиями создаваемая, успешно функционирующая система нравственного и воинского воспитания военнослужащих.
В ходе разрушительного воздействия центральных СМИ и, прежде всего, таких изданий, как «Московский комсомолец», «Известия», «Московские новости», в массовом сознании слова «идеология, воспитание» стали ассоциироваться с застоем, стали синонимом догматизма, приверженности к критикуемым сверху коммунистическим идеалам.
Под влиянием архитекторов перестройки начали высмеиваться такие непреходящие ценности, как товарищество, взаимовыручка, сострадание, межнациональное согласие, интернационализм, дружба, уважение и так далее.
Массовым тиражом начали издаваться анекдоты про Героев Советского Союза, в том числе про Зою Космодемьянскую, Александра Матросова, героя гражданской войны Чапаева, а также про Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева. Все высмеивалось.
Я в то время был в Москве, служил в Военной академии им. Ленина, был секретарем партийного комитета и сам захватил все эти «реформаторские» настроения.
Я был свидетелем того, как под улюлюканье, свист и визг стаскивали, ломали памятник Дзержинскому, как выступающие на сценах артисты бросали на землю портреты Брежнева, других исторических личностей. Вот это вот дикое, повальное уничтожение всего советского, деидеологизация особенно тяжело сказались на офицерском составе.
Именно офицеры в силу своего уклада жизни, службы, где все рассчитано, регламентировано до каждой мелочи, тяжело восприняли образовавщуюся духовную пустоту, уничтожение всех тех ценностей, которые были в их жизни.
Тяжело было ходить на службу, переносить эти неимоверно трудные испытания. Вот сейчас в условиях пандемии, в условиях карантина, мы слышим, как станут некоторые чиновники, что им приходится чуть ли не на работе ночевать. А мы в таких условиях годами дневали и ночевали в казарме, чтобы спасти солдат, спасти их от холода, от голода. И таких офицеров было сотни, которые на деле, а не на словах были героями при создании нашей армии.
И что удивительно, в те годы не было никаких наград, даже грамот не было, которые можно было бы вручить офицерам. Это потом уже за их за ратный самоотверженный труд в двухтысячные годы начали получать медали, ордена и грамоты молодые офицеры, которые пришли им на смену, которые не создавали армию, то есть не заслужили этих наград.
— Некоторые, может, и заслужили, не все, наверное, были такие.
— Может, и заслужили, но не так, как заслужили те, которые стояли у истоков создания армии, они-то и не получили ничего. Многие из них ушли в запас, на пенсию, а кто и умер, без государственных наград, с мизерной пенсией. Эти вопросы необходимо решать.
О чем еще хочется сказать? Сегодня в обществе и СМИ много говорится об образовании, о качестве образования, о дистанционном образовании, о новых технологиях и методах в образовании и так далее. И практически нигде не говорится о воспитании. У нас есть закон об образовании, у нас много образовательных программ, но нет ни одной программы по воспитанию молодежи, по воспитанию граждан. Почему? Вы знаете, что почти все изверги Третьего рейха, те, кто в печах концлагерей жгли детей, заживо сдирали кожу, убивали людей, ставили на них бесчеловечные опыты, были с высшим образованием?
Говоря только об образовании, и не говоря об идеологии и о воспитании, мы совершаем большую ошибку. Мы готовим образованных монстров, образованных циников, образованных преступников. Мы забываем о нравственной, моральной сущности человека. За почти 30 лет суверенитета мы очень мало говорим о воспитательной ценности, о формировании этих ценностей.
— Вы слишком категоричны, о воспитательном процессе у нас говорят немало, не меньше, чем об образовании.
— Не могу с вами согласиться. Давайте сейчас соберем здесь банкиров, дипломатов, интеллигентов и зададим им простые вопросы: каковы главные ценности народа Казахстана? Какими главными качествами должен обладать офицер казахстанской армии? Какими главными качествами должны обладать пограничники? Кто формируют эти качества? На основе каких классических произведений, на основе каких фильмов они должны формироваться? Сомневаюсь, что вы услышите то, что ожидаете.
Недавно на экранах телевидения прошел китайский сериал «Хубилай-хан», он полководец, внук великого Чингисхана. Я смотрел все 50 серий этого фильма.
Не тем мы платили бешеные деньги
— Что вы этим хотите сказать?
— Какие замечательные китайские актеры, какие красивые полководцы – Хубилай, Тулуй, Угедей, их дети. Наверное, самых красивых актеров подобрали китайцы на их роли. А какие ужасные, страшные монголы... Потому что кино ставили китайцы – китайская музыка, китайские города, китайские традиции, китайская культура. Если бы я был китайцем, я бы гордился, что я китаец, смотря этот фильм про монгольского полководца Хубилая. Вот что такое идеология на деле!
Говоря о проблемах воспитания, хочу высветить такую грань. У нас одно время было нарицательным имя Максата Усенова, мажорика, которому дозволено все, чуть ли не убивать людей можно, и все заканчивается примирением сторон. Появился даже термин усеновщина.
Далее о звездах. Не буду персонализировать, вы итак знаете все нашумевшие истории про этих звезд. Они, что, необразованные люди? Очень образованные. У них, что, слабые ораторские качества? Нет, у них изумительное ораторское качество, у них поразительно высокий образовательный уровень, но они деградированы нравственно и все это видят.
Иногда я задаю вопросы на лекциях: вы хотели бы, чтобы ваш сын или ваша дочь были похожи вот на эту или на эту заезду? Ответ примерно всегда одинаковый: мы хотим, чтобы они были такими же богатыми, но не такими плохими. Спрашивается, кого мы готовим, кого мы воспитываем, как воспитываем, на основе чего?
Сегодняшняя пандемия высветила один очень важный момент: оказывается, не там мы сделали приоритет, не тем платили бешеные суммы – страна платила огромные деньги футболистам и звездам эстрады, а надо было врачам и учителям.
Вспомним, в девяностые годы дело дошло до того, что слово «идеология» стало нарицательным, все начали бояться этого слова. И в 1995-м при подготовке проекта первой Конституции независимого Казахстана, было записано, что в Казахстане не может быть государственной идеологии. Потом на странице «Казахстанской правды» возникла целая дискуссия несогласных с такой формулировкой. Высказывались я и мои коллеги.
Впоследствии при принятии Основного закона страны здравый смысл возобладал, и была принята общая формулировка, что в Казахстане признается идеологическое и политическое многообразие. Заметьте, данная формулировка не отрицает, а допускает наличие государственной идеологии. Тем не менее, о государственной идеологии долгие годы боялись говорить.
— Как вы считаете, Досай Касымович, что такое идеология?
— Идеология – это система воззрения государства на основные концептуальные вещи. Государства без идеологии быть не может. Более того, сам термин, что у нас не должно быть единой идеологии, по сути, уже есть чья-то идеология. Это же логично.
Так вот, только сейчас, на 30-м году суверенитета начали признавать, что идеология необходима, что она нужна, что воспитание тоже нужно. Приняты общенациональные проекты «Мәңгілік ел», «Рухани жаңғыру». Смысл «Рухани жаңғыру» – духовное возрождение. Возрождение того, что забыли. Того, что отвергли. Того, что уничтожили.
— Почему вы говорите об идеологии, когда речь идет о Дне защитника Отечества, об армии?
— Потому что армии без идеологии быть не может. Человек, который защищает свое Отечество, должен знать, что он защищает, ради чего он идет на смерть и на подвиги. Вот сейчас у нас стало модно говорить о военной технике, военных вооружениях, но за штурвалом самолета, за рычагами танка сидит живой человек. Границу государственную в зной и слякоть охраняет живой человек.
И от того, какие у него мысли в голове, что у него на сердце, насколько он защищен в социальном плане, насколько обеспечена его семья, его дети зависит его состояние, его моральный настрой. Он должен во что-то верить. А во что он должен верить – вот о чем мы сейчас должны думать. Одной грубостью, разносом и запугиванием на подвиг не пошлешь.
Как я уже сказал вначале, необходимо развивать систему воспитания в армии и надо возродить и усовершенствовать ту систему, которая была раньше при Союзе. Дойти до сердца каждого, определиться с духовно-нравственными ценностями и идеалами. Надо обозначить нравственный идеал. Кто у нас сейчас нравственный идеал? Пандемия высветила, почему у нас некомпетентные врачи, почему люди боятся к ним идти, почему учителя не могут провести занятия…
— Почему?
— Потому что именно врачей и учителей мы забыли, отдав приоритет представителям эстрады, боксерам, футболистам. Я говорю про идеологию, потому что я отвечал за эту сферу в армии, и сейчас, как военный ученый, хочу сказать, что сегодня в военных академиях, в которых я преподаю, начинается важная работа по формированию идеологических основ в воспитательной работе, по ее конкретике, потому что нельзя работать в общем. Как гласит пословица, воспитывать весь мир легко, попробуй воспитать одного человека. Надо работать индивидуально, конкретно, точечно, искренне.
Сейчас наш Президент говорит о слышащем государстве. Слышащее государство это одно, но оно должно быть еще и реагирующим государством, реагирующим на вызовы, на болевые моменты. И такая работа сегодня ведется в военных академиях, в армии, в войсках и воинских формированиях.
Я об этом говорю со знанием дела, поскольку преподаю в нескольких военных академиях. И когда мы встречаемся с людьми, с офицерами, с генералами, я вижу, что в них есть понимание необходимости идеологической, воспитательной работы. Без этого армия не может быть по-настоящему боеспособной. Нам надо замечать и отмечать, мотивировать своих героев, не в общем, а отдельно каждого.
Вот сейчас принято ругать олигархов, бизнесменов, что они богатые, а о народе не думают. Недавно я побывал в одной военной школе интернатского типа «Арыстан», которая находится за Алматы в живописном, экологически чистом районе. Руководит этой школой мой хороший знакомый, д. п. н., генерал-майор Сабит Тауланов.
Когда я приехал в эту школу вместе с другими учеными для ознакомления, нас пригласили на какое-то торжественное мероприятие, присутствовал один из видных бизнесменов Казахстана, меценат. И я хочу сказать, что этот человек организовал школу не XXI, а XXII века.
За выпускников этой школы буквально дерутся все военные академии, потому что на выходе здесь получают именно того патриота, того нравственно богатого человека, того одаренного, интеллектуально подготовленного человека, которого мы все хотим видеть в Казахстане. Арыстановцы – зовут они себя так.
Я присутствовал на музыкальной композиции, посвященной Великой Отечественной войне, которую поставили сами воспитанники этой школы, и у присутствовавших буквально слезу выбивала искренность этих детей, чистота их помыслов, духовное и физическое совершенствование, к которому они стремятся. Вот те триединые задачи морального кодекса коммунизма, которые воплощены в этой школе с этим куратором-меценатом. Таких школ нам нужно побольше, тогда за будущее Казахстана и будущее казахстанской армии можно быть спокойным.