Сегодня заканчивается многодневный зимний Рождественский пост, который начался 28 ноября. Как он проходил в этом году в условиях пандемии, что каждый человек может сделать для исправления бедственного положения как собственного, так и вокруг себя - на эти и другие вопросы отвечает митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, сообщает zakon.kz.
— Ваше Высокопреосвященство, сегодня, 6 января, православные верующие завершают особый в своей жизни период – Рождественский пост. В чем его значение?
— Рождественский пост – это особое время, которое призвано подготовить нас к достойной встрече великого и светлого праздника мира и Божией любви к людям – Рождеству Христову. Соблюдение поста перед праздником Рождества – древняя традиция.
Основу всякого поста, в том числе и Рождественского, составляет духовный подвиг – покаяние, усиленная молитва, чтение Евангелия, посещение богослужений и, конечно же, дела милосердия. Целью поста является оздоровление души, а воздержание от некоторых видов пищи – мяса, яиц, молока – способствует освобождению человеческой природы от страстей, дисциплинирует волю.
Пост дает нам возможность углубить свой личный религиозный опыт, в молитве и таинствах церковных почувствовать близость к Богу, ощутить радость вечной жизни, прикоснуться к тайнам будущего века, о которых святой апостол Павел говорит так: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9).
Но неверно воспринимать постное время лишь как период диетических ограничений. Ограничения в пище помогают избавиться от душевной и телесной расслабленности, делают людей бодрыми, освобождают от власти вредных привычек и зависимостей. Но свести христианский пост лишь к факту употребления растительной пищи и исключению из рациона продуктов животного происхождения будет неверным и неполезным.
В своих творениях отцы Церкви указывают на то, что злые духи вообще не принимают пищу и не спят, но лучше от этого не становятся. Человек, превративший свой постный подвиг в диету или голодание, и не соблюдающий поста духовного, становится особенно раздражительным и гневливым, превращается в источник конфликтных ситуаций. Вот поэтому исключительно важно соединять пост физический с подвигами молитвы, частым посещением богослужений в храме, чтением слова Божия и усиленным исполнением заповедей.
Всегда необходимо помнить и то, что пост мертв без дел любви и милосердия, особенно в современную эпоху, когда неравномерное и несправедливое распределение благ лишает огромное число людей даже насущного хлеба.
— Как можно творить добро?
— Творить добро людям можно разными способами. Не всегда проблема заключается в отсутствии материальных средств, и даже нуждающемуся в деньгах человеку важна не просто поданная в руку монета, а необходимы доброта, участие, понимание. В воспоминаниях митрополита Сурожского Антония (Блума) есть рассказ из его молодости.
Однажды суровый, строгий преподаватель гимназии, проходя по улице, остановился перед нищим. Он не подал ни одной монетки, а снял шляпу и о чем-то поговорил с нуждающимся, после чего нищий был весьма обрадован и душевно растроган. Когда наблюдавшие за этим гимназисты задали преподавателю вопрос, как он, не подав милостыни, смог обрадовать человека, учитель ответил, что просто поговорил с бедным, извинился, что не может помочь деньгами, так как беден сам, расспросил его о жизни и сам немного рассказал о себе.
Владыка Антоний вспоминал, как этот несчастный потом говорил, что никогда за всю свою жизнь он не был так обогащен, как в тот день, потому что с ним поступили не как с нищим, а как с человеком. Хотел бы вспомнить высказывание известного философа Ивана Ильина: «Кто хоть раз доставил другому радость сердца, тот улучшил тем самым весь мир; а кто умеет любить и радовать людей, тот становится художником жизни».
— Как Рождественский пост прошел в условиях пандемии, были ли какие-то отличия от предыдущих постов?
— По своей сути Рождественский пост в этом году ничем не отличался от предыдущих многодневных постов. Но с моральной и бытовой точек зрения, конечно, нынешние условия были беспрецедентны. Прошедший год стал временем сугубых испытаний для каждого из нас. Моровое поветрие изменило привычный образ жизни, принесло миллионам людей боль, скорбь и тревоги.
Вместе с тем, случившееся бедствие заставило многих задуматься о немощи и ограниченности людей. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл дал мудрую оценку последствиям пандемии: «Этот вирус разрушил греховное представление человека о его полном могуществе, о его центральном месте во всей цивилизации. Мыслителям, философам, политикам и в первую очередь нам, верующим, нужно еще и еще раз пересмотреть наше отношение к самим себе, к человеку, к его роли в глобальной истории и понять, что над всеми нами – Господь».
«Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих» (Прем. 1:13), говорится в книге Премудрости Соломоновой.
Можно много и долго рассуждать о причинах появления и распространения губительной язвы, но для верующего человека очевидно, что зло в мире духовном рано или поздно проявляется как зло в мире материальном. Именно грех во всем его разнообразии становится причиной различных бедствий среди людей.
— Что каждый из нас может и должен сделать для исправления бедственного положения как собственного, так и мира вокруг?
— Искренним покаянием открыть двери милосердия Божия. Святые отцы Церкви учат, что, вызволяя себя из греховного плена, мы избавляем от скверны греха сотни и даже тысячи людей вокруг, восходя добродетелями к Небу – мы помогаем возвыситься огромному числу тех, кто рядом с нами, совершая жертву молитвы, а, тем более, участвуя в святой Евхаристии – мы освящаем благодатью Вселенную.
— Как правильно завершить пост, какие мероприятия ожидаются после Рождественского поста?
— Для христианина правильно завершить пост, равно, как и начать его, значит принести достойное покаяние в грехах, прийти в Божий храм, принять участие в Исповеди и причаститься Святых Христовых Таин, соединившись с Господом. Необходимо понимать, что оканчивается пост, но продолжается духовная жизнь. Все те добродетели, хорошие качества, мудрые уроки, которые нам подарило постное время, важно бережно сохранять.
Мы должны увидеть главное – когда человек обретает Бога и с Ним, с Его благой волей соотносит все свои намерения и поступки, когда на свои дела люди призывают благословение Творца и Создателя, тогда не только зримым образом приходит благополучие, но сама жизнь во всем ее разнообразии приобретает глубину и наполняется подлинным смыслом.
В завершение Рождественского поста – в Сочельник (6 января) и сам праздник Рождества Христова (7 января) – во всех храмах Православной церкви Казахстана состоятся торжественные богослужения. Участие в этих величественных, наполненных небесной красотой службах, дает нам настоящее ощущение праздника, подлинное приобщение к неизреченной тайне пришествия Бога к людям.
— Скажите, пожалуйста, как в этом году пройдут крещенские купания?
— Надеемся, все будет, как и прежде, и все желающие смогут окунуться в освященные воды. Особо хочу отметить, что все установки и правила санитарных врачей, обеспечивающие безопасность, будут соблюдены.
— Как будут организованы богослужения в Рождество?
— В этом году желающие смогут реально участвовать в совершении богослужения, при этом санитарные нормы и масочный режим будут строго соблюдены. Впускать людей в храмы будут так, чтобы заполняемость была меньше половины, то есть не больше 40%. Для тех, кто не сможет попасть в храм, на улице выставят экраны и люди смогут увидеть трансляцию богослужения.
— Ваше Высокопреосвященство, что хотели бы вы пожелать казахстанцам?
— И дети, и взрослые в рождественские вечера мечтают о чуде. Все мы желаем, чтобы в нашей жизни многое изменилось к лучшему. Хотел бы вспомнить по этому поводу слова священноисповедника Николая, митрополита Казахстанского: «Чудеса возникают там, где есть способность прощать и любить». Каждый, кто хочет направить свою жизнь к лучшему, пусть сделает эту фразу руководством в своих мыслях, словах и поступках.
Всем жителям Казахстана желаю мира, добра и благополучия!