— Бексултан Туреханович, каким образом приверженцам деструктивной радикальной идеологии удается достигать своих целей?
— Прежде чем ответить на этот вопрос, хотелось бы отметить, что в Казахстане одним из главных принципов законодательства в сфере религии является понятие светскости, что в широком смысле можно истолковать как невмешательство государства в дела религии и, наоборот, религии в дела государства.
Вопиющими случаями нарушения данного принципа является незаконная миссионерская деятельность, а также распространение материалов религиозного содержания со стороны радикальных религиозных течений и культов.
Касательно вашего вопроса могу сказать, что для достижения своих целей представители радикальных религиозных течений занимаются расширением своей социальной базы за счет незаконной миссионерской деятельности, а также за счет распространения материалов религиозного содержания. При этом они используют разнообразные методы, которые постоянно подвергаются модернизации в соответствии с велением времени.
— Какие, например, методы?
— Например, одной из современных форм, которые используют радикальные религиозные течения в столице, является распространение листовок религиозного содержания на деревьях возле учреждений образования и жилых домов.
Такое фиксировалось неоднократно, свидетельством чему служат недавние публикации в социальной сети Instagram в паблике "Жалобы Астаны".
— К чему призывают эти листовки?
— Содержания листовок касалось сотереологии - богословского учения о спасении человека, а именно вопроса недопустимости суицида и спасения посредством веры и признания Иисуса Христа своим спасителем и хозяином. Следует отметить, что подобные вопросы из ряда называемых в философии «вечными вопросами», которые, как считается, всегда сохраняют непреходящее значение и актуальность, постоянно всплывают в философии, религии и, как говорится, во все времена волнуют «человеческие умы». В данном случае они как бы выполняют функцию «маяка», «зазывалы».
Другой формой распространения чуждой идеологии можно назвать случаи, когда на территории столицы распространялись листовки красного цвета на арабском языке в завуалированном виде — жирный шрифт, не читается посредством программ Яндекс, Google.
Эти листовки были наклеены рядом с мечетью, на них было написано приглашение на языковые курсы на основе грантовой программы известного зарубежного фонда.
Учитывая, что листовки наклеены вблизи мечети и написаны по-арабски, можно предположить, что данная реклама предназначена для аудитории, владеющей арабским языком.
Также в городе Нур-Султане были обнаружены надписи религиозного содержания на бордюрах набережной реки Есиль.
— Какие именно надписи?
— Там непрерывной линией было написано более чем 50 надписей религиозного содержания. Содержание касалось христианской теологии. По проведенному мониторингу удалось установить ответственное лицо, в отношении которого приняты соответствующие меры. В разговоре этот гражданин сказал, что ни к какой из зарегистрированных конфессий не относится.
Кроме того, посредством мессенджера WhatsApp и платформы Instagram распространяются рекламы с призывами к ритуальным играм по огнехождению, организованное так называемым столичным «шаманом». Специалисты проанализировали страницу этого пользователя и выявили, что помимо организации практик по огнехождению, «шаман» практикует различные терапии на платной основе по «дыханию счастья» (холотроопное дыхание), «энергическому восстановлению», танатотерапии и так далее.
В своих практиках он использует синкретизм восточных культов и религий с шаманизмом, а также прибегает к психологическим приемам и методам.
— То есть этот культ был создан для наживания?
— Это более чем очевидно. Я вам рассказал лишь небольшую часть тех приемов, посредством которых приверженцы радикальных течений распространяют свою идеологию на территории столицы. О чем это говорит?
О том, что государству и гражданскому обществу необходимо осознавать угрозу, исходящую со стороны радикальных религиозных организаций и культов, ведь, как показывает практика, подобные явления могут иметь негативные последствия, что в свою очередь может сказаться на обеспечении и сохранении идеологического баланса в обществе, основами которого должны быть толерантность и равноправие.