Нет ни одной нации, которая была бы обижена на нашу страну — эксперт

Религиозная принадлежность в Казахстане не дает преимуществ, и верующие, и неверующие имеют одни и те же права и обязанности.

В этом году казахстанцы отмечают 30-летие Независимости своей страны, своего государства. В советское время религия была под запретом, казахстанский народ практически утратил национальные и религиозные традиции и вновь обрел их благодаря независимости — об этом и другом рассказал известный религиовед, преподаватель КазНУ им. аль-Фараби, эксперт информационно-разъяснительной группы г. Алматы Елнар Берикбаев, сообщает Zakon.kz.

Казахстан обозначен как светское государство, то есть ни одна из религий не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, — подчеркнул эксперт. — Принципы светскости, которые защищают и поддерживают многие из свобод, которыми мы пользуемся, следующие: отделение религиозных организаций от государственных учреждений; право исповедовать религию, не причиняя вреда другим, менять религиозные убеждения, или не иметь их; равенство, чтобы религиозные убеждения или их отсутствие не ставили никого из нас в выгодное или невыгодное положение.

Разделение религии и государства является основой секуляризма. Секуляризм защищает как верующих, так и неверующих граждан. Это гарант того, что религиозные группы не вмешиваются в государственные дела, а государство не вмешивается во внутренние религиозные дела. Секуляризм стремится обеспечить и защитить свободу религиозных убеждений и вероисповедания для всех граждан.

Говоря об этом, Елнар Берикбаев отметил: «Мы хотим, чтобы свобода мысли и совести в равной степени распространялась на всех — как верующих, так и неверующих. Таким образом, право отдельных лиц на свободу вероисповедания всегда уравновешивается правом быть свободным от религии».

В светском правовом Казахстане все граждане равны перед законом. Религиозная принадлежность не дает преимуществ, верующие являются гражданами с теми же правами и обязанностями, что и все остальные. Принцип светского государства отстаивает права и свободы человека, поддерживает законы о равенстве, которые защищают религиозные меньшинства от дискриминации. В то же время законы о равенстве гарантируют, что неверующие имеют те же права, что и те, кто отождествляет себя с религиозными убеждениями.

На вопрос пользователей соцсетей «Правда ли, что у казахов слишком силен культ предков и это слепое поклонение противоречит нормам ислама?», религиовед ответил:

У нашего народа очень тесная связь с предками, мы ходим на кладбище, читаем там Коран, если забивается жертвенное животное, то все делается в соответствии с религиозными нормами. Мы ничего не нарушаем. Главное в человеке — это его настрой, ниет. Важна не внешняя составляющая какого-либо ритуала, а внутренняя, мотив. Основные ценности — это семья, уважение к старшим. И во всех религиях это тоже есть. В отношении гостеприимства вспомним опять же времена репрессий. В суровую казахскую степь отправили людей в надежде, что они не выживут, и местные будут убивать их. А что в итоге получилось – то самое знаменитое видео, когда в репрессированных женщин казахи кидали курт, который потом назвали «камень жизни». И сейчас многие народы, которые уже вернулись на историческую родину, с теплотой вспоминают то, как их принимали, как им помогали.


— Почему в Европе сейчас так распространены конфликты на религиозной почве?

— Не нужно забывать, что до ислама на наших территориях были такие течения как тенгрианство, буддизм, зороастризм и толерантное отношение к представителям разных религий заложено в нас генетически, – пояснил религиовед. – Почему в Европе сейчас происходят конфликты на религиозной почве между мигрантами и населением? Потому что они через это не проходили, а мы уже прошли и сделали это с достоинством. Нет ни одной нации, которая была бы обижена на нашу страну.

30 лет Независимости Казахстана Алматы Казахстан
Следите за новостями zakon.kz в: