Полковник Амантай Усербаев: Не бойтесь идти служить в армию

По мнению начальника Департамента по делам обороны города Алматы полковника Амантая Усербаева, сейчас молодежь с удовольствием идет служить, но некоторые боятся. Почему? Об этом и многом другом офицер рассказал в интервью Zakon.kz.  

– Алматы – крупнейший мегаполис страны. Сколько молодых людей призывается в армию из этого города?

– В соответствии с указом президента в 2021 году из Алматы подлежало призыву около трех тысяч призывников. 

Одной из главных задач местных органов военного управления является совместная работа с исполнительными органами по выполнению требований президента о призыве граждан на срочную воинскую службу. Мы успешно провели весеннюю призывную кампанию с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических норм, и на сегодняшний день осенний призыв завершился. 

Призывная кампания проводится два раза в год, и особых отличий в них нет. Есть определенные требования, законы, постановления, полностью расписанный алгоритм действий местных органов военного управления и исполнительных органов. И мы их неукоснительно придерживаемся. 

– Кто конкретно отвечает за призыв? Департамент по делам обороны или, как вас раньше называли, военкомат? 

– Многие так думают, что за призыв отвечают Министерство обороны и военкоматы. Но есть Закон «О воинской службе и статусе военнослужащих» и постановление правительства о проведении призыва, где черным по белому написано, что за организацию призыва отвечают местные исполнительные органы. Мы осуществляем практические мероприятия, а за материально-техническое обеспечение отвечает местный исполнительный орган. 

То есть постановление о создании призывной и медицинской комиссий принимают акимы на местах, затем к этой работе подключаются местные органы военного управления. Председателем призывной комиссии является заместитель акима города, а председателем медицинской комиссии – заместитель руководителя территориального управления здравоохранения. Им предписано организовать все работы.

 – Каков облик современной казахстанской армии?

– Если говорить в целом, то можно отметить, что в Вооруженных силах страны сейчас многое изменилось в лучшую сторону. Их нынешний облик значительно отличается от армии начала девяностых и двухтысячных годов.

В настоящее время в Казахстане созданы современные Вооруженные силы, отвечающие всем требованиям и способные должным образом обеспечить безопасность нашего государства. Я с уверенностью могу сказать, что наша армия твердо стоит и будет стоять на страже защиты Отечества. 

Сегодня государство уделяет большое внимание как социальным вопросам, так и материально-техническому обеспечению армии. И это правильно. Как говорится, если не хочешь кормить свою армию – будешь кормить чужую. Этот вопрос по-прежнему актуален. 

Понимая это, руководство страны делает все для обеспечения армии, ее потребностей и нужд. Закупаются современные образцы вооружения, военной техники, но при этом главным остается человек, солдат. Он учится работать на этой технике и при необходимости может привести ее в действие.

– Можно ли нашу сегодняшнюю армию назвать профессиональной?

– Профессиональной наша армия является где-то на 70%. Это военнослужащие, которые проходят службу по контракту – офицеры, сержанты, солдаты. У них высокий уровень подготовки. Около 30% военнослужащих – это молодые люди, пришедшие в армию по призыву. В год призыва им было от 18 до 27 лет. Основной диапазон призывников, конечно, до 23 лет, их абсолютное большинство – 90%. У них хорошее состояние здоровья, и они соответствуют требованиям и параметрам, необходимым для призыва в армию.

 – Как вы думаете, сегодняшняя молодежь желает служить в армии или нет?

– Наши наблюдения показывают, что молодежь охотно идет служить, это я могу с уверенностью сказать, у нас достаточно данных по этому поводу.

Мы тщательно изучаем, анализируем каждую призывную кампанию, беседуем с каждым призывником и, в первую очередь, учитываем их состояние здоровья. Это очень важный аспект, потому что в армию должны идти служить здоровые физически и морально зрелые ребята.

Большое внимание уделяем их образованию. Если призывник имеет техническую специальность, то стараемся отправить его служить в части противовоздушной обороны или материально-технического обеспечения. А если человек спортивно хорошо подготовлен, то он будет служить в подразделениях, где нужны физически крепкие солдаты.

У нас есть еще один очень интересный момент – в Национальном университете обороны создан научный взвод. Туда идут призывники, имеющие IT-образование. Их, можно сказать, отбирают индивидуально.

Представители этого военного вуза выезжают в регионы, в основном в Алматы, Караганду, Нур-Султан, где есть хороший научный потенциал и подготовленные в техническом плане ребята. Иногда они по состоянию здоровья имеют некоторые ограничения, поэтому с учетом их высокого образовательного уровня их призывают в научный взвод.

 – Чем они там занимаются?

– Научными разработками. Одно из последних их достижений – участие в разработке беспилотного летательного аппарата. В данное время идут его испытания.

 – Отражается ли пандемия на призывной кампании?

– Конечно, как и во всех других сферах, пандемия последние два года внесла свои коррективы в нашу работу. Работать стало немного сложнее в том плане, что по прибытии призывников мы проводим определенные санитарно-эпидемиологические мероприятия, строго соблюдаем все санитарные требования на призывном пункте. Это большая работа, в которой мы все задействованы. 

– Как в целом идет призыв?

– Хорошо, жалоб нет. Молодежь идет служить с удовольствием.

Не буду лукавить, в последнее время в интернете ходит много роликов, где призывников находят в компьютерных и ночных клубах. Здесь хочу пояснить: это  выполняются требования Закона «О воинской службе и статусе военнослужащих», где определен алгоритм работы Министерства внутренних дел по организации поиска призывников, которые в свое время не явились на призывной пункт. И они эту работу проводят.

Поэтому людям кажется, что это массовые случаи. Нет, конечно. Например, у нас в Алматы мы такие мероприятия не проводили, так как у нас достаточно тех призывников, которые явились, уклонистов нет. 

 – И все же, почему призывники не приходят на призывной пункт?

– Бывают разные причины. Допустим, человек сменил адрес, но в военкомат не сообщил об этом, хотя в законе прописано, что в таких случаях человек в течение семи дней должен прийти в местные органы военного управления и сообщить свой новый адрес. 

Но далеко не все так делают, проявляют безалаберность, безответственность или просто не знают требований закона. Будучи не в курсе, что призывник поменял место жительства, сотрудники Департамента по делам обороны отправляют повестку по старому адресу, где он прописан и проживал, поэтому он не приходит. 

Или бывает, что человек сменил место работы, и опять же он в течение семи дней должен сообщить об этом в военкомат, но не сообщает. В результате мы определенное количество призывников не можем найти.

Списки таких призывников направляем в правоохранительные органы, которые занимаются тотальной их проверкой, находят и обеспечивают их явку в местные органы военного управления. Как только розыск по ним со стороны полиции завершается, мы начинаем с ними работать. Они проходят медкомиссию. При положительном заключении их призывают, в ином случае передают в запас.

– А есть ли такие ребята, которые просто боятся идти служить?

– Есть и такие – примерно 10-15%. Мы их называем сомневающимися. У них может быть определенный страх, особенно, когда они, насмотревшись в соцсетях и интернете сомнительных видеороликов, начинают паниковать. А ведь среди этой видеопродукции немало фейков, допустим, трехгодичной давности, но человек не смотрит на дату выпуска и думает, что все это происходит сегодня, и боится армии.

С такими ребятами на призывном пункте работают психологи и представители воинских частей. Они рассказывают им и показывают, в каких условиях на самом деле проходит сегодня воинская служба. Большинство после этого идут служить в армию. 

То есть в данном случае они не хотят идти служить только  из-за неправильной информации. Если с ними провести грамотную просветительскую работу, то их страх развеивается, и они без проблем идут служить.

– Попадаются ли среди призывников приверженцы нетрадиционных религиозных течений? 

– Есть ребята, которые не хотят служить по своим внутренним убеждениям. Мы проводим с ними работу.

Если он, допустим, является членом какой-то официально зарегистрированной конфессии, то ему дается отсрочка. Но это в том случае, если конфессия подтверждает это документально – справкой. Тогда да, эти ребята по закону имеют право на отсрочку. 

– Но не отстраняются от службы? 

– Нет, не отстраняются. А если молодой человек придет и заявит, что является приверженцам такого-то деструктивного течения, то мы, конечно, это проверим, проведем соответствующую работу. Но я таких ребят еще не видел.

Кстати, хочу сказать, что у некоторых мамы слишком опекают своих сыновей. Они говорят: «Куда вы забираете моего сыночка, я его до 18 лет кормила, растила, поила, пироги ему пекла, а вы хотите забрать его в армию, он там не сможет, не выдержит» и так далее. 

Хочу сказать таким  мамам: «Не бойтесь, смело отправляйте своего сына служить, он в армии окрепнет, возмужает, вы сами увидите, как он изменится, станет другим, сильным, уверенным в себе. Мужской коллектив пойдет ему только на пользу, у него и характер будет совсем другой». 

Я наблюдал, как приходят ребята на призывной пункт, и как они потом возвращаются домой после службы. Год в армии многое дает. Служба закаляет. Во-вторых, у них появляются армейские друзья, с которыми они потом долгое время общаются, создают свои чаты в соцсетях. А иногда на всю жизнь становятся друзьями. 

Через месяц начнется весенняя призывная компания-2022. Поэтому еще раз хочу сказать родителям: «Не бойтесь, отправляйте сыновей в армию, и получите крепкого, закаленного, спокойного парня». Сейчас в армии созданы все условия.

И еще: президент в своем Послании поставил задачу, чтобы ребята в армии получали дополнительные рабочие специальности, например, слесаря, механика, водителя и так далее. Это разве плохо, если, вернувшись домой, они смогут трудоустроиться?

– Сыновья богатых людей и высокопоставленных чиновников тоже служат в армии?

– Мы призываем из всех слоев общества, у нас и дети интеллигенции, и дети госслужащих, и дети простых людей. Если по закону положено, они все служат.

Также у нас есть подготовка на военных кафедрах в вузах, и многие ребята там проходят службу, получают воинское звание лейтенанта. 

Алматы Казахстан
Следите за новостями zakon.kz в: