По ее словам, если говорить о защите прав детей, то этим вопросом занимается Комитет по охране прав детей Министерства просвещения Республики Казахстан.
Как подчеркивает общественница, то на сегодняшний день, по ее мнению ситуация сложная, но решаемая.
Например, у нас по всей стране есть органы опеки. Если говорить отдельно по городу Алматы, население которого составляет порядка 2, 5 млн человек и из это числа детей примерно около одного млн человек, а специалистов из сферы опекунства на весь город всего пять сотрудников. Вы же понимаете, что силами пяти человек сложно охватить такое количество детей. У нас в стране нет управления по защите и детям не к кому обратиться в сложной ситуации. Да, у нас есть уполномоченный по правам ребенка, но она одна на всю страну. Это общественная должность. Хотя защита прав детей, это так же важно, как образование, как здравоохранение детей. Уполномоченный по правам ребенка в Казахстане не имеет целого министерства, сейчас это должность закреплена за Аружан Саин она фактически все делает сама.Общественник Марианна Гурина
— На сегодняшний день, уже известно, что в каждом регионе Казахстана планируется ввести штатную единицу – специалиста по правам детей. Но опять-таки, эта должность будет лишь в одном лице, – поясняет правозащитница.
По мнению Гуриной, Казахстану в этом вопросе нужно использовать международный опыт:
Необходимо изучить политику ведения такого вопроса, как это делается в цивилизованных странах. В этих странах на социальную защиту выделяется большой бюджет, на содержание офиса, штата сотрудников, которые и занимаются превентивным механизмом, для того, чтобы избежать насилия или случаев брошенных детей в туалете, наркомании, суицидов, буллинга в школах и тому подобного. Для этого и должны быть специалисты, которые работают в этом направлении непосредственно со школьными педагогами и социальными педагогами по воспитательной работе. А по факту у нас картина следующая: в каждой школе, классы переполнены, в некоторых школах обучаются и по пять тыс. детей, а на такое количество детей на всю школу работает всего один социальный педагог или один школьный психолог. Возможно, специалист успевает раз в год провести анкетирование учащихся, но не успевает сделать рецензирование и свои выводы. Общественник Марианна Гурина
Проблема еще заключается в том, что новые жилищные комплексы строятся, города растут в геометрической прогрессии, а школ в достаточном количестве не хватает.
— На самом деле школьный психолог должен заниматься, прежде всего, с директором школы, с учительским составом, с родителями, а уж только потом с детьми. Потому что именно директор школы и его отношение к психологии влияет на эту большую семью, которая существует в рамках школы, где есть любовь и понимание, а не равнодушие и боязнь учеников попасть в кабинет директора школы.
Поэтому психологи должны быть независимыми, школьные психологи должны состоять в ассоциации психологов Казахстана, – считает специалист.
Школьный психолог должен совершенствоваться, повышать свою квалификацию и так далее. В идеале специалисты должны решать эти проблемы, проведя анкетирование и тестирование. А еще было целесообразным, одному специалисту поработать в разных районных школах, чтобы максимально охватить количество детей. Таким образом, у психолога будет полное понимание, в какой школе, что-то можно изменить, внедрить что-то и так далее.
— Школьные психологи чаще всего вынуждены скрывать происходящее в стенах образовательного учреждения, для того чтобы руководство школы не узнало, что в школе, например, была попытка суицида среди учеников или избиение кого-то из детей к примеру, в школьном туалете. Как правило, такие происшествия не сообщаются в полицию, потому что руководство школы слишком дорожат репутацией и им не нужны отрицательные характеристики. Но все же ситуация меняется, и с такими фактами государство работает более тщательно. Рассматривая каждый случай индивидуально, власти пытаются найти действенный механизм. И это у них уже получается, –отмечает она.
Из положительных моментов, могу отметить, что в республике действует Общественное Объединение "Қадір-қасиет". Сейчас они проводят программу по обучению школьных психологов, директоров школ, в направлении, как работать с буллингом, как в принципе работать с трудными детьми. Мною недавно был предложен проект "Солнце в ладошках", который необходимо проводить в каждой школе во всех регионах республики, потому что нам нужно вернуть любовь, заботу, добро вот этим "Солнцем в ладошках". Сейчас проведения пилотного проекта планируется запустить в Алматы, Алматинской области и в Нур-Султане. В планах проекта планируется охватит пока по две школы в каждом городе. Проект "Солнце в ладошках", создан для того, чтобы запустить положительные перемены в нравственном и моральном формировании детей.Общественник Марианна Гурина
На сегодняшний день тенденция такова, что в связи с тем, что в школах сократили количество часов, например, по такому предмету, как литература, не важно казахская литература или русская. Дети перестали читать, перестали слышать себя, перестали понимать себя.
Стоит отметить, что раньше в школьной программе большой упор делался на изучение классических художественных произведений, где дети изучали поведение персонажа, его характер, разбирали психологию героя, сейчас этому, к сожалению, уже не уделяются такого внимания. Но специалисты рассматривают и этот вопрос, и возможно положение в ближайшие годы изменится, и этим предметам вновь начнут уделять особое внимание. Может не по той схеме, которая была раньше, как мы привыкли, но все же. Мир меняется, и мы всегда подстраиваемся под новые реалии, и здесь чиновники из профильных ведомств найдут оптимальное решение, я думаю, это решение уже есть.
— Еще в школьной программе не так давно был предмет "Самопознание", поясняет Марианна Гурина.
Когда я занималась редактированием учебников по "Самопознанию", я поняла, что это единственная форма духовно-нравственного воспитания детей. В этих учебниках были собраны произведения, которые помогают нашим детям осознать важность жизни и свое предназначение, как например просвещение Абая, как произведения Пушкина, Толстого и так далее, все это было очень важно. Так же в этих книгах публиковались и современные авторы, которые писали о добре и о рассуждениях детей на эту тему. Такая литература помогает детям развиваться. К сожалению, с этого учебного года, этот предмет убран из школьной программы.Общественник Марианна Гурина
— Из полезного, на что хотелось бы обратить внимание, то, что сейчас в школах много внеклассного обучения: курсы по ораторскому мастерству, курсы по прохождению дебатов и т. п.
Это необходимый современный подход для сегодняшнего подрастающего поколения наших детей, это то нужное, что может им пригодиться дальше по жизни, уже вне школы. Именно сейчас в реалиях нового времени, эти знания, позволят им научиться отстаивать свои права, уметь отстаивать свою позицию, уметь спорить, уметь правильно говорить. Но это не школьная политика, это проводится Комитетом внешкольного воспитания. Это очень хорошая инициатива научить детей говорить и тем самым проложить дорогу к их будущему. Это, то хорошее, что может их защитить и впоследствии может дать возможность благополучного будущего, – заключила эксперт.
Также сейчас государство разрабатывает дополнительные программы по защите прав детей и их адаптации в обществе и сверстниками, за основу берется и зарубежный опыт. Конечно, каждый случай перед внедрением в школьную программу или дополнительные часы, проходит несколько этапов проверок.
Специалист отмечает, что Казахстану есть еще над чем работать, но то что государство уже сейчас обращает на это внимание может не радовать. В ближайшие годы основные вопросы будут решены, а также будут пересмотрены права защиты детей. И они станут еще более действенными.